На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТопИстория

35 подписчиков

Секретная экспедиция американцев (окончание)

Сертификат на золото
 

 

Локомобиль  
 Локомобиль  
И последнее свидетельство начальника пограничного поста М.Реброва, зафиксированное в декабре 1935 г. на Чукотке.

В его кабинете висела странная, в размер развернутого газетного листа, рукописная карта Чукотки. Она имела очень приблизительные контуры и была раскрашена в четыре цвета.

М.Ребров: “Этой карте, повидимому, лет тридцать. На ней - Анадырский уезд, каким он представлялся в начале столетия. Это даже не карта, а сертификат на золото, которое предполагалось здесь загребать лопатой. Этот документ хранился в сейфе уездного начальника на правах особо секретного”.

К сожалению, эта карта позднее “затерялась”. Наша экспедиция двигалась по графику согласно запланированному маршруту. В устье реки Этурервеем мы обратили внимание на остатки какого-то большого судна, два больших обломка которого лежали на прибрежных отмелях по обеим сторонам реки. Что за судно? Когда произошла катастрофа? Этого мы не знали.

Сделав ряд снимков, на надувном плоту поплыли через бухту. Надвигался шторм. Надо было успеть к видневшейся в бинокль небольшой охотничьей избушке, затерявшейся на берегу в окружении мрачных сопок, полукольцом окружившим отмель. Успели вовремя.

При входе в избушку висела старая ”вывеска” - из консервных банок кто-то когда-то вырезал буквы и прибил их гвоздями к широкой доске. “Афиша” сообщала: верхний ряд, по-английски - “Бич-холл”, т.е. “Дом бродяг”, нижняя строка, русским алфавитом - “Кам-ккай” (“Бухта Камак” - “Бухта смерти”). Два дня вынужденно “штормовали” мы в избушке, за стенами которой разгулялся сильный шторм.

Приехал вездеход с чукчами-оленеводами. Вездеходчик вышел поставить сетку возле берега, чтобы поймать пару горбуш, и... пропал. Поняв, что его унесло вместе с лодкой в штормовое море, мы на другой лодке вышли в море на поиск. Чукчу удалось спасти...
Белое безмолвие
 

 

Зимовье 1904 г.  
 Зимовье 1904 г.  
В 1984 г. в Ленинградском Гидрографическом Управлении не смогли определить, что за судно погибло в Колючинской губе. Поиски разгадки продолжались.

Известный ученый - этнограф и писатель Ю.Б.Симченко, который провел не одну экспедицию на Чукотке, помог определить погибшее судно - “Polar bear” (“Полярный медведь”).

Судно принадлежало американской компании “Гудзон Бей Компани” известного промышленника Олафа Свенсона, до 30-х годов имевшего на Чукотке свои фактории, остатки которых довелось видеть в последние годы в тех краях.

Поиски следов неизвестной экспедиции продолжались. Повторный, более тщательный поиск в районе гибели судна дал находку, которая прояснила многое - был найден нож с клеймом (по-английски): “Свенсон США 1904” (нож передан в краеведческий музей на Чукотке).

Пришлось “смоделировать” поход американской экспедиции. От берегов Аляски судно пересекло Берингов пролив, прошло мыс Сердце-Камень, мыс Дженретлен и подошло к Колючинской губе, где часто всторошенные льды встают непреодолимой преградой.

Однако в Колючинскую губу можно пройти через пролив Непроходимый. Они прошли и начали спускаться на юго-запад. Однако им не повезло. Сильный шторм разбил судно о камни и выбросил на берег. Вряд ли кто-то погиб, глубины здесь небольшие. Из обломков судна построили зимовье, перезимовали, пополняя запасы охотой, и к началу весны пошли на запад, на “свое”, заблаговременно разведанное место.

Экспедиция была неплохо оснащена, имелся приличный запас продовольствия, инструмента, одежды, обуви и, конечно, оружия. С собой тащили для оттайки грунта...локомобиль. Но его же надо было чем-то топить? А тундра топливом небогата. Поэтому тащили на себе много .мешков с угольными брикетами. Шли надолго.

Понятно, что американцы, с их практичностью, не преодолевали бы такие лишения, пройдя на запад почти 200 км через тундру, горы, переправы через реки, если бы не шли на “свое, заранее разведанное место”. Наконец, место, куда стремилась секретная экспедиция, было “вычислено”. Похоже, старательская артель вела работу основательно, но и следов оставила немало. На остатках деталей от промывочной установки (“локомобиль”) хорошо видна американская маркировка (см. фотоснимки), несколько небольших буровых коронок, всякое ржавое железо...

Рядом - четырехугольное (!) озеро, в которое впадает ручей. Просматривается старица - старое русло ручья. Выработку затопили. Законсервировали? В нескольких километрах от этого места в 80-х годах было найдено промышленное золото, был построен поселок, рудник. Жители поселка рассказали, что один из горняков нашел табличку с такой же надписью, как и на ноже Свенсона, не долго думая, взял и прикрепил ее... на ошейник своей собаки... Потом табличка потерялась.

Через некоторое время у меня появилось от старика-чукчи свидетельство, что, якобы в районе зимовья, где-то есть склад, в котором винчестеры, припасы...

Проверить это уже не удастся. Даже к началу сороковых годов континентальная часть Чукотки на картах была обозначена “белыми пятнами”, а в 1904 году это было такое же “белое безмолвие”, как и на противоположном берегу Берингова пролива - на Аляске, чьи географические названия Юкон, Клондайк известны нам из рассказов Джека Лондона.

Картина дня

наверх