«Бог реки Нил»: образец древней коптской гобеленовой ткани, IV в. н. э. ГМИИ им. А. С. Пушкина
…он исполнил сердце их мудростью,
чтобы делать всякую работу [для святилища]
резчика и искусного ткача,
и вышивателя по голубой, пурпуровой,
червленой и виссонной ткани,
и ткачей, делающих всякую работу
и составляющих искусные ткани.
Книга Исхода, 35:35
чтобы делать всякую работу [для святилища]
резчика и искусного ткача,
и вышивателя по голубой, пурпуровой,
червленой и виссонной ткани,
и ткачей, делающих всякую работу
и составляющих искусные ткани.
Книга Исхода, 35:35
Средневековое мастерство. Начало этой истории имело место довольно давно, а именно: когда в 2019 году я побывал во Франции и, разумеется, первым делом побежал отнюдь не в Лувр, а в музей Клюни или музей Средневековья, расположенный между улицей дю Соммрерар и бульваром Сен-Жермен у станции метро «Клюни-Сорбонна».
Кое-чего, на что я рассчитывал, там не оказалось, но зато там обнаружилось то, чего я даже не подозревал – знаменитый гобелен «Дама с единорогом» (1495–1505 гг.) – один из шедевров «гобеленной истории». Там, в полумраке, с продуманной подсветкой этот гобелен, состоявший из нескольких частей, производил потрясающее впечатление.
Интересной была и его история.
Первая запись о нем была сделана в инвентарной книге от 1680 года, в которой описывалось имущество парижской резиденции Франсуа VI де Ларошфуко. Затем он оказался в фамильном замке графа в Вертее, вот только в годы французской революции его разграбили.
Лишь в 50-е годы XIX века эти гобелены вернулись в семью Ларошфуко, но оказалось, что седьмой гобелен за это время был фактически утрачен, поскольку осталось от него только лишь два небольших фрагмента.
![](https://r.mt.ru/r17/photoD3BF/20322969992-0/jpg/bp.jpeg)
Фрагмент гобеленовой ткани из Перу, Тиуанако (1000–1300), собрание Думбартон-Окс, Вашингтон, округ Колумбия
А потом было так, что в 1922 году все уцелевшие шесть гобеленов вывезли на выставку в Нью-Йорк, где Джон Д. Рокфеллер, их увидев, не пожалел никаких денег, лишь бы только купить. Долгое время они находились у него на нью-йоркской квартире, радуя его своей красотой, но в 1937 году он, видимо, решил, что одному ему созерцать их негоже и... подарил их музею Метрополитен.
Оставалось два фрагмента седьмого гобелена, но их музей купил у графа Габриэля де Ларошфуко уже в 1938 году.
Ну а познакомившись с историей гобелена «Дама с единорогом» (о нем выходила статья на нашем сайте ВО), мне захотелось узнать побольше о самой технике изготовления гобеленов.
Пришлось обратиться к специальной литературе, и вот что там удалось узнать.
![](https://r1.mt.ru/r17/photoD7BA/20546042841-0/jpg/bp.jpeg)
Шёлковая обёртка свитка Гу Кайчжи с изображением пионов и гортензий. Эпоха империи Сун. Британский музей, Лондон
Оказалось, что приемы гобеленовой техники были знакомы людям ещё в эпоху Древнего мира. И, как выяснилось, они действительно не сложны. Так что гобелен вполне может быть изготовлен с помощью самых что ни на есть примитивных устройств. Достаточно всего лишь вертикальной рамы, на которую с отвесном положении натягиваются нити основы.
Но тут следует оговориться, что так делаются лишь подлинно одни французские гобелены, считающиеся классическими. Нити утка при этом пропускают по основе в виде полотняного переплетения, причем настолько плотно, что основы-то было и не видно. Шпульки с намотанными на них цветными нитями, при этом на оборотной стороне висят свободно, и так вот работа и идет.
Хотя на гобеленовых фабриках применяют как станки с вертикальным расположением полотна (готлиссные), так и с горизонтальным (басслисным).
![](https://r2.mt.ru/r17/photo7A57/20769115690-0/jpg/bp.jpeg)
Испанский средневековый «Гобелен Жироны» или «Гобелен Творения», относящийся к XI веку. Находится в музее-сокровищнице в кафедральном соборе в городе Жироне. Для испанцев это самое настоящее сокровище, древность которого неоспорима. Фото автора
Основные нити на станках первого типа жестко не закреплены, а прокатываются с нижнего валика на верхний, на который как раз и сматывается вся вытканная ткань. Для простоты работы на высоком вертикальном станке четные нити основы от нечетных отделены. Басслиссный станок похож по устройству и, как и обычный ткацкий станок, регулируется при помощи ножного приспособления.
На готлиссном станке эскиз рисунка на картоне служит только лишь в качестве образца, в который ткач заглядывает во время работы, прежде скалькировав контуры рисунка на саму основу.
При басслиссном станке картон лежит под основой и ткач работает по нему в зеркальном отражении, так что результат его труда на лицевой стороне можно увидеть, только лишь сняв гобелен со станка. Во Франции для изготовления классических гобеленов всегда применялся готлиссный станок, в других странах используются оба типа.
Многие современные художники не только рисуют картоны, но и сами работают именно на готлиссных станках, ибо при таком творческом подходе к делу точных картонов часто вообще не существует, и художнику необходимо постоянно обозревать готовую часть своей работы.
![](https://r4.mt.ru/r17/photo76EC/20992188539-0/jpg/bp.jpeg)
Фрагмент гобелена «Двенадцать месяцев» из Бальдисхольской церкви – «Апрель» и «Май». Ок. 1180. Музей прикладных искусств. Осло
Основным сырьем для гобелена, как правило, служит шерсть, иногда – особенно для основы – хлопок или лен. Если гобелен превращается в реплику картины, тогда преимущественно пользовались шелком, поскольку нити из него очень тонкие. А это позволяло точно воспроизводить изображения вплоть до мельчайших деталей.
Там, где брали золото и серебро, использовались те же нити из шелка, но оплетенные металлическими волокнами. Окрашивались нити в прошлом – натуральными красителями, которые давали разнообразные тона и оттенки. Для готических гобеленов достаточно было всего нескольких цветов, а вот для реплик картин эпохи Барокко их часто требовались сотни. Исходным для гобелена был небольшой эскиз или картина, которую картоньер («мастер картона») переводил на картон в натуральную величину.
Задачей картоньера было так обработать эскиз, чтобы все контуры в нем были четкими, и каждая деталь могла быть выполнена ткачом. На долю ткача остается выбрать правильный оттенок цвета и убрать зазоры между соседними участками цвета – одним словом, он должен перерабатывать образец как специалист, а не рабски переводить картон на ткань.
![](https://r4.mt.ru/r17/photo2F47/20215261388-0/jpg/bp.jpeg)
«Дама с единорогом». Самая первая шпалера, которая называется «По моему единственному желанию». В полумраке музейного зала она выглядит вот так. Фото автора
Плотность основных и уточных нитей может служить признаком качества далеко не всегда. Так, в гобеленах из шерстяной пряжи на 1 см приходится в среднем 5 уточных нитей, в шелковых – 8–12 и больше, в зависимости от толщины материала, причем в последнее время гобелены иногда стали ткать из очень толстых нитей.
Что до прочности и достоинства ткани, то они зависят прежде всего от правильного натяжения основы, плотности прибивания уточной сети, правильного переплетения и качества сырья. Цветовой переход от темного к светлому совершается путем ступенчатого убирания одного цвета и добавления к нему другого. В готике, по причине малой красочной шкалы, этот переход был отчетливо заметен, а в эпоху барокко он уже по-живописному тонок и часто неощутим.
Что же касается зазоров, то они возникают там, где на достаточно большой поверхности встречаются два не сотканных вместе участка цвета. Зашивали цветными нитками их уже позднее.
![](https://r4.mt.ru/r17/photoDF45/20438334237-0/jpg/bp.jpeg)
Фрагмент гобелена из серии «Дама с единорогом». Конец XV века. Париж, Музей Клюни
Что же касается собственно истории гобелена, то первые его образцы появились в Европе в романскую эпоху, примерно в IX–X вв. в Византии, а затем уже в XI веке и на Рейне, а в ХII и начале XIII века – в Скандинавии. Лишь в начале XIII века в Париже возникает цех готлисьеров, производивших гобеленовые ткани для королевского двора.
Но подлинный расцвет гобеленового ткачества наступил во Франции в годы правления Карла V, когда он и его семья были их единственными заказчиками. В 1400 году мастер Николя Батайли создал для брата короля герцога Анжуйского первый монументальный цикл гобеленов – «Апокалипсис». Состоял он из 90 сюжетов общей длиной 150 метров. Поэтому разместить его целиком сумели только лишь в соборе в Анжере.
Также гобелены начали ткать в Аррасе, Нидерланды, по заказу Филиппа Смелого. Вскоре центрами производства гобеленов стали Турнеи Брюссель, а затем ими занялись и в Германии, где гобелены начали ткать женщины-надомницы.
Много гобеленов было сделано в монастырях. Тут ткали и портьеры, и дорсалии (спинки для кресел), и ковры относительно небольшого размера, доступные для приобретения бюргерам. В Базеле, Люцерне и Аарау сюжеты для гобеленов брались из рыцарских романов и любовной лирики, а вот в Страсбурге сюжеты мастерами заимствовались в основном из житий святых.
![](https://r4.mt.ru/r17/photoE3D2/20661407086-0/jpg/bp.jpeg)
«Предложение сердца». Аррас. Ок. 1410. Музей Клюни
После окончания Столетней войны во Франции появились новые центры производства гобеленов, в частности Тур.
Считается, что тематика туренских гобеленов имела в своей основой праздник Тела Христова. В день этого праздника было принято украшать улицы занавесками с наколотыми на них живыми цветами. Отсюда, мол, и пошел туренский стиль – черный фон, густо усеянный мелкими стилизованными цветочками. Однако именно здесь создается и гобелен «Дама с единорогом», что лишний раз говорит о мастерстве тамошних мастеров.
Впрочем, цветочные узоры были весьма популярны во все времена, так как ими обычно оформляли наволочки для подушек. В таком вот виде, гобеленовые изделия встречались даже в домах крестьян.
![](https://r1.mt.ru/r17/photo5232/20884479935-0/jpg/bp.jpeg)
«Смерть Анании». Гобелен по картону Рафаэля из серии «Деяния апостолов». 1515 г. Ватиканская пинакотека
Так что вплоть до эпохи Ренессанса искусство гобелена успело вполне сформироваться, а с её наступлением пережило новый подъем. Впрочем, были впоследствии у него и падения, но полностью гобелен никогда не был забыт.
Вот это я все постепенно узнал, держал где-то «на задворках своей памяти», и вот тут-то случилось так, что мне довелось столкнуться с историей гобеленов вплотную, причем не где-то там в одном из музеев, а во время своего отдыха в Горячем Ключе на Кавказе…
Причем все было как в романе Редьярда Киплинга «Ким», где было сказано, что если ты… «ищешь реку (что это за река – надо читать роман!), то рано или поздно она выступит у тебя под ногами».
Вот и мой интерес к средневековым гобеленам был сродни поискам этой самой реки, и именно поэтому я самым случайным образом на неё и наткнулся! Но о том, как это все случилось, рассказ продолжится в следующий раз.
Продолжение следует…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский