На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТопИстория

35 подписчиков

«Вот 100 рублей, умрите». Жуткая история афганских сирот, учившихся в СССР

Гергий Зотов

Афганские сироты, едущие в интернаты в СССР. / Георгий Зотов / АиФ

Мы сидим на кухне в Кабуле, пьём чай — как обычно в Афганистане, к нему предлагаются сладости и орехи. «Меня привезли в СССР в возрасте 9 лет, — на прекрасном русском языке без акцента рассказывает 45-летний Абдул-Мохаммад Султани (он просит называть его просто „Абдулла“). — Я жил в Волгограде, в интернате для афганских детей, на всём готовом — нас кормили на убой, выдавали новую одежду. Мы были в настоящем восторге от чудесного Советского Союза: казалось, все разом попали в рай. Если бы нам открыли — через 11 лет нас попросту выбросят на улицу и скажут — „идите, куда глаза глядят“, я бы отказался в такое верить».

Три брата Султани в Волгограде. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

18 октября 1984 года СССР подписал соглашение с Демократической Республикой Афганистан: в советские школы-интернаты должны были поехать учиться 1 850 афганских детей-сирот — в возрасте от 6 до 10 лет. Предполагалось, что они станут ведущими специалистами нового социалистического Афганистана. Увы, по большей части их судьба сложилась, словно в фильме ужасов...

«Президент бананы привёз»

— Сирот среди нас было 80%, остальные, как и я, попали по «блату» — меня и двух братьев отправил в Советский Союз отец, работавший тогда в ХАД, афганском КГБ, — объясняет Абдул-Мохаммад Султани. — Летом 1985 года мой рейс из Кабула доставил в Волгоград 200 афганских мальчиков и 50 девочек. Сначала жили в пионерлагере, потом нас перевезли на улицу Фадеева, в школу-интернат для детей из малообеспеченных семей. Кормили прекрасно, самое лучшее давали. Дважды приезжал президент Афганистана Наджибулла: бананы нам привёз, а ведь граждане СССР сами их редко видели. Маленьких афганцев содержали на полном гособеспечении, у нас всё было отличное — продукты, одежда, учителей отбирали по конкурсу... обычные советские дети так не жили. Привозили в Волгоград педагогов-афганцев, преподававших нам нашу историю, традиции ислама — свинины в меню не было, за этим следили строго. Русский язык все схватывали на лету, я заговорил по-русски через 3 месяца. Мне стукнуло 16 лет, когда нас собрали и сказали — режим Наджибуллы пал, Кабул заняли моджахеды: но Россия будет выполнять обязательства по договору. Меня отправили учиться в Воронеж, на механика в ПТУ.

Афганские сироты, едущие в интернаты в СССР. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Талибы их расстреляли»

Первые годы вслед за распадом СССР афганские сироты оценивают одинаково: как и всем жителям страны, стало резко плохо. Стипендия в ПТУ была мизерной, приходилось экономить, покупать самые дешёвые продукты. Тем воспитанникам, кто оставался ввиду возраста в интернате, пришлось ещё хуже. Как вспоминает директор интерната Альбина Верещагина, афганцы редко ели досыта, одну тарелку супа делили на шестерых. Но, по крайней мере, имелась крыша над головой. После взятия талибами в 1996 году Кабула тоненький финансовый ручеёк из госбюджета иссяк. Молодых афганцев собрали и заявили — мы разрываем отношения с Афганистаном, денег больше нет: для учеников организуют самолёт и высылают домой. «Наши учителя предупредили — вас наверняка ждёт смерть, понятно, что „Талибан“ (Организация, запрещенная в РФ) сделает с „питомцами шурави“, — говорит Абдул-Мохаммад Султани. — Каждому выдали по сто рублей и сказали — идите на улицу, затеряйтесь в толпе... опасайтесь милиции, иначе депортируют, теперь вы „нелегалы“. Больше ничем помочь не сможем — вас завтра велено выселить из общежития, даже если вы умираете». Несколько десятков учеников предпочли улететь в Афганистан и там бесследно исчезли. Потом доходили отрывочные вести — их постигла страшная участь. Множество молодых афганцев забыли свои родные языки — пушту и дари, ведь они годами общались только на русском. Не умели читать намаз, молиться: талибы посчитали их «неверными» и расстреляли сразу после прибытия — так погибли выпускники Краснодарского техникума. Кто-то позже был убит при американских бомбардировках, кто-то и вовсе умер от голода.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Афганки выходили за русских»

— Первую неделю я и мои друзья спали на вокзале в Воронеже, затем купили по три буханки хлеба на человека и поехали на электричках в Москву, — грустно улыбается Абдул-Мохаммад Султани. — Бегали от контролёров по вагонам, чтобы не поймали. В Москве искали работу, отсыпались и грелись вечером в трамваях — сядешь и едешь в одну сторону до конечной, потом в другую. Я нашёл место у афганцев на рынке: мне платили 100 рублей в день, кормили и давали ночлег. Не всем так повезло. Кто-то из наших пошёл в криминальные группировки и погиб в разборках, кто-то замёрз на улице. Нас даже милиция не трогала — что с сирот взять? Из девочек в Афганистан вообще почти никто не вернулся. Девчонки были уже в том возрасте, что встречались с парнями, воспитаны в свободном духе — любовь там, секс. А у нас на родине это позор считается страшный. Одна приехала к бабушке с дедушкой, те в ужас пришли, заперли её дома, словно в тюрьме — «Ты не пуштунка уже, ты шурави». Девушка написала другу-афганцу в Россию, тот приехал, фиктивно женился на ней и обратно увёз. Многие афганки, кстати, за русских замуж повыходили — они по 20 лет прожили в ваших традициях, «обрусели».

Выпускник интерната в Волгограде Абдул-Мохаммада Султани. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«В каменный век вернулся»

Выброшенные на улицу афганские дети поселились в России на птичьих правах — их паспорта граждан Афганистана давно истекли. В статусе беженца им отказывали, в получении гражданства РФ — тоже. В 1999 году Абдулле Султани рассказали: его отец убит в Пакистане. Он решил съездить посетить могилу: несмотря на то, что у власти стоял всё тот же «Талибан». Друзья и братья отговаривали, но Абдулла был непреклонен: «я обещал папе в детстве почтить память, если он умрёт». До родины молодой афганец добирался месяц, через Туркмению...

Оказавшись среди талибов, Султани понял — лучше бы он не приезжал. «После 15 лет жизни в России я не ощущал себя дома... я же стал русским парнем. Меня поразила разруха — нищета, разбитые дороги, здания в руинах, электричества нет, везде темно: будто в каменный век вернулся... при Наджибулле такого и близко не было. Люди испугались — ты как европеец одеваешься, тебя убьют... подарили старые афганские шмотки, я отрастил бороду. Не знал, как молиться, друг объяснил — „Ты в мечети стой, и одним глазом смотри — они кланяются, ты тоже, повторяй их движения“. Думал, приеду на 2 месяца и назад в Россию... ошибся. Посольства РФ нет, визу получить невозможно... я остался, женился... дети пошли. Вот так и застрял здесь на целых 22 года».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Россия стала нам матерью»

Это не редкость. Мухаммеда Наима, в девяностые учившегося в автодорожном техникуме Ростова, после приезда в Афганистан не приняла семья — он не соблюдал афганские обычаи, признался, что ел свинину, не ходил в мечеть. Его не брали на работу. Наконец, отец сказал — «Уезжай обратно в Россию, ты стал русским. Тебя могут зарезать на моих глазах, и я ничего не сделаю». Лишь через несколько лет Наим с трудом получил визу РФ, и с тех пор пытается обрести статус беженца. По словам Абдул-Мохаммада Султани, один его одноклассник добился гражданства только через 35 (!) лет жизни в России. Сотни афганских сирот, увезённых в СССР в 1985 году, по-прежнему живут в страхе перед депортацией. «Как нам быть? — жалуется хирург из Воронежа Ахмед Абдуррахман. — Мы русские по культуре, воспитанию, традициям. Но нам не дают ваши паспорта. И в Афганистане мы чужие: нас вывезли детьми, Россия стала нашей матерью». Один брат Абдуллы Султани не выдержал — подал запрос в Канаду, ему выдали визу беженца, он уехал из РФ. Другой перебрался в Лондон, работал плотником — к нему в дом забрались воры, ограбили и убили. «На Западе мёдом не намазано» — вздыхает Абдулла.

Мы допиваем чай, уже поздно — на улице во тьме слышатся выстрелы. «Я очень люблю Россию, — признаётся Абдулла. — Мой старший сын учит русский язык. Тоскую по русской еде, никак не могу привыкнуть к Афганистану — не зря я из России со слезами уезжал. У вас моя настоящая родина. Русские люди дружили со мной, мы кушали из одной тарелки — самогонку пили, сало ели: ваш народ очень добрый и гостеприимный. Я готов хоть в шахте вкалывать, грузчиком, дворником — лишь бы назад уехать в Россию. Ты, брат, скажи, пожалуйста — если кто-то захочет взять меня на работу, я и мои дети по гроб жизни ему благодарны будем». Когда 1850 юных афганских сирот в 1985 году с восторгом ехали в Советский Союз, никто из них не предполагал — они окажутся ненужными и у нас, и в Афганистане. Господа бизнесмены, возьмите Абдуллу на работу. Он русский парень. Он вас не подведёт.

Дети Афганистана

Георгий Зотов

 

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх