На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТопИстория

35 подписчиков

Верный сын Отчизны – маршал Семён Михайлович Будённый

Верный сын Отчизны – маршал Семён Михайлович Будённый
В 1935 году в СССР «Положением о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА» были введены персональные воинские звания. Маршалами стали пять полководцев Красной Армии, среди них С. М. Будённый (1883-1973).

В молодом советском государстве это был человек-легенда, «отец» красной конницы, полководец из «мужиков», за границей его называли «Красным Мюратом».

Но после завершения «эпохи Сталина» постепенно стал складываться образ этакого «лошадника», недалёкого кавалериста. Сформировался даже целый пласт мифов и анекдотов про маршала.

Начался и пересмотр его заслуг – вспомнили, что идея создания красной кавалерии принадлежит Троцкому-Бронштейну, что подлинным основателем Конно-сводного корпуса РККА был Б. М. Думенко (талантливого полководца расстреляли по обвинению в юдофобии и подготовке мятежа, хотя Сталин и пытался его оправдать, но позиции Троцкого-Броншейна были намного сильнее), Будённый был его заместителем. «Красного Мюрата» стали обвинять в бездарности, в провале похода на Варшаву в 1920 году, т. к. он, якобы, не выполнил приказ Тухачевского и не перебросил Конную армию из подо Львова к Варшаве.

Был создан миф, что Будённый сопротивлялся модернизации РККА, приводя знаменитую фразу, принадлежность которой маршалу не доказана - «Лошадь себя еще покажет». Приводится факт его «несостоятельности» в военном деле - несущественную должность, занимаемую им на завершающем этапе Великой Отечественной войны, – командующий кавалерией Советской Армии.

Начало военного пути

Родился в 1883 году на Дону, на хуторе Козюрин станицы Платовская (ныне Ростовская область), в бедной крестьянской семье. В 1903 году призван в армию, служил на Дальнем Востоке в Приморском драгунском полку, там же остался на сверхсрочную службу. Участвовал в русско-японской войне в составе 26-го Донского казачьего полка.

В 1907 году его, как лучшего наездника полка, отправили в столицу, в Офицерскую кавалерийскую школу, для прохождения курсов наездников нижних чинов. На них он учился до 1908 года. Затем до 1914 года служил в своём Приморском драгунском полку.

В Первую мировую войну воевал на трёх фронтах - германском, австрийском и кавказском унтер-офицером 18-го драгунского Северского полка. Будённый был награждён за храбрость Георгиевскими крестами (солдатский «Егорий») четырёх степеней («полный бант») и четырьмя Георгиевскими медалями.

Летом 1917 года в составе Кавказской кавалерийской дивизией Будённый прибыл в город Минск, где его избрали председателем полкового комитета и заместителем председателя дивизионного комитета. В августе 1917 года вместе с М. В. Фрунзе руководил разоружением эшелонов войск Корнилова (Корниловский мятеж) в Орше. После Октябрьской революции вернулся на Дон, в станицу Платовскую, где был избран членом исполнительного комитета Сальского окружного Совета и назначен заведующим окружным земельным отделом.

Гражданская война

В феврале 1918 года С. М. Будённый создал кавалерийский отряд, который действовал против Белой Армии в районе Дона. Отряд быстро вырос в полк, затем бригаду, и в итоге стал дивизией, которая успешно действовала под Царицыным в 1918- начале 1919 годах. Во второй половине июня 1919 года был создан Конный корпус. Его командиром стал Б. М. Думенко, но уже через месяц он был тяжело ранен, и корпусом командовал его заместитель – Будённый. Корпус участвовал в тяжёлых боях с Кавказской армией генерала П. Н. Врангеля. Поэтому военная бездарность Буденного, если бы она была реальностью, вскрылась бы очень быстро, особенно, если учитывать, что сражались против него одни из лучших белых кавалерийских генералов - Мамонтов, Голубинцев, атаман Улагай.

Но корпус под командованием крестьянина Будённого действовал решительно, умело, оставаясь наиболее боеспособным подразделением 10-й армии, оборонявшей Царицын. Дивизии Буденного прикрывали отход армии, неизменно появляясь на самых угрожаемых направлениях, и не позволяли частям Кавказской армии Врангеля выйти во фланг и тыл 10-й армии. Буденный был принципиальным противником сдачи Царицына белым и предлагал нанести контрудар во фланг противнику. План Буденного имел под собой разумные основания и шансы на успех, поскольку штурмовавшие Царицын казачьи части были измотаны и понесли серьезные потери. Об этом Врангель прямо писал Деникину. Но командарм Клюев проявил нерешительность и приказал оставить Царицын. Отступление 10-й армии было организовано плохо, и Буденному пришлось создавать специальные заградительные отряды, для того чтобы предотвратить дезорганизацию стрелковых частей. В итоге: 10-я армия не развалилась, левый фланг красного Южного фронта не был оголен, и это заслуга С. М. Будённого.

Летом - осенью 1919 года корпус успешно воевал против войск Донской армии. В ходе Воронежско-Касторненской операции (октябрь - ноябрь 1919 года) Конный корпус вместе с дивизиями 8-й армии разгромил казачьи части генералов Мамонтова и Шкуро. Части корпуса заняли город Воронеж, закрыв 100-километровую брешь в позициях войск Красной Армии на московском направлении. Победы Конного корпуса Будённого над войсками генерала Деникина под Воронежем и Касторной ускорили разгром противника на Дону.

В ноябре 1919 года корпус был переформирован в 1-ю Конную армию, командующим этой армией был назначен Будённый, армией он командовал до осени 1923 года.

В декабре 1919 года Конная армия заняла Ростов, казаки отдали его без боя, уйдя за Дон. Части Будённого пытались форсировать Дон, но потерпели серьезное поражение от белогвардейских дивизий. Но тут скорее не вина Будённого – командующий Юго-Западным фронтом Шорин приказал форсировать Дон в «лоб», а форсировать крупную водную преграду, когда другой берег занят обороняющимися частями противника, только кавалерией очень не просто. Как бы там ни было, поражение белые армии на юге России потерпели во многом вследствие действий Конармии, совершившей глубокий обход белых войск в феврале 1920 года.

Против Врангеля в Крыму армия Будённого действовала не очень удачно – армия не смогла помешать отходу главных сил белых за крымские перешейки. Но здесь не только вина Будённого, во многом были ошибочны действия 2-й Конармии Ф. К. Миронова. Из-за его медлительности Врангель успел отвести войска за укрепления Перекопа.

Война с Польшей

В войне с Польшей армия Будённого в составе Юго-Западного фронта действовала на южном фланге и вполне успешно. Будённый прорвал оборонительные позиции польских войск и перерезал пути снабжения киевской группировки поляков, развернув наступление на Львов.

На этой войне была уничтожена легенда о «непобедимом» стратеге Тухачевском. Тухачевский не критично воспринял сводки, поступавшие в штаб Западного фронта о том, что поляки полностью разгромлены и в панике бегут. Будённый же более разумно оценивал положение дел, о чем свидетельствуют строки из его воспоминаний: «Из оперативных сводок Западного фронта мы видели, что польские войска, отступая, не несут больших потерь, создавалось впечатление, что перед армиями Западного фронта противник отходит, сохраняя силы для решающих сражений…».

В середине августа польская армия нанесла удар по обходившим с севера Варшаву войскам Красной Армии. Правый фланг Тухачевского был разгромлен. Тухачевский требует вывести армию Будённого из боя и готовить её для удара на Люблин. В это время 1-я Конная армия вела бои на реке Буг и не могла просто выйти из сражения. Как писал Будённый: «Физически невозможно было в течение одних суток выйти из боя и совершить стокилометровый марш, чтобы 20 августа сосредоточиться в указанном районе. А если бы это невозможное и произошло, то с выходом к Владимиро-Волынскому Конармия все равно не смогла бы принять участия в операции против люблинской группировки противника, которая действовала в районе Бреста».

Война была проиграна, но лично Будённый сделал всё для победы, вверенные ему войска действовали довольно успешно.

20-30-е годы

В 1921-1923 гг. С. М. Будённый — член РВС, а затем заместитель командующего Северо-Кавказским военным округом. Провёл большую работу по организации и руководству конными заводами, которые в результате многолетней работы вывели новые породы лошадей — будённовскую и терскую. В 1923 году Будённый назначен помощником главкома Красной Армии по кавалерии и членом РВС СССР. В 1924-1937 гг. Будённый назначен инспектором кавалерии Красной Армии. В 1932 году окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе.

С 1937 по 1939 годы Будённый назначен командующим войсками Московского военного округа, с 1939 года — член Главного военного совета НКО СССР, заместитель наркома, с августа 1940 — первый заместитель наркома обороны СССР. Будённый отмечал важную роль кавалерии в маневренной войне, в то же время выступая за техническое перевооружение армии, инициировал формирование конно-механизированных соединений.

Он правильно выявил роль кавалерии в будущей войне: «Причины возвышения или упадка конницы следует искать в отношении основных свойств этого рода войск к основным данным обстановки определенного исторического периода. Во всех случаях, когда война приобретала маневренный характер, и оперативная обстановка требовала наличия подвижных войск и решительных действий, конные массы становились одним из решающих элементов вооруженной силы. Это проявляется известной закономерностью во всей истории конницы; как только развертывалась возможность маневренной войны, роль конницы сейчас же повышалась, и ее ударами завершались те или другие операции… Мы упорно боремся за сохранение мощной самостоятельной красной конницы и за дальнейшее ее усиление исключительно потому, что трезвая, реальная оценка обстановки убеждает нас в несомненной необходимости иметь такую конницу в системе наших Вооруженных сил».

К сожалению, мнение Будённого о необходимости сохранении сильной конницы не было в полной мере оценено руководством страны. В конце 1930-х годов началось сокращение кавалерийских частей, к войне осталось 4 корпуса и 13 кавалерийских дивизий. Великая война подтвердила его правоту – мехкорпуса оказались менее устойчивыми, чем кавалерийские части. Кавдивизии не зависели от дорог и горючего, как механизированные части. Были более мобильны и манёвренны, чем мотострелковые дивизии. Они успешно действовали против врага в лесистой и гористой местности, с успехом проводили рейды в тылу врага, в комплексе с танковыми подразделениями развивали прорыв позиций противника, развивали наступление и охват частей гитлеровцев.

Кстати, вермахт также оценил важность кавчастей и довольно серьезно нарастил их численность в войне. Красная кавалерия прошла всю войну и закончила её на берегах Одера. Кавалерийские полководцы Белов, Осликовский, Доватор вошли в элиту советских полководцев.


Маршал Советского Союза Семен Михайлович Будённый выступает перед моряками Черноморского флота, август 1942.

Иосиф Сталин, Семен Буденный (на переднем плане), Лаврентий Берия, Николай Булганин (на заднем плане), Анастас Микоян направляются на Красную площадь на парад в честь Дня танкиста.

Великая Война

Во время Великой Отечественной войны Будённый входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования. Был назначен командующим группой войск армий резерва Ставки (июнь 1941 года), затем — главкомом войск Юго-Западного направления (10 июля - сентябрь 1941 года).

Юго-Западное направление довольно успешно сдерживало натиск гитлеровских войск, контратаковало. На Севере, в Прибалтике, также действовали войска под общим командованием Ворошилова. В итоге в Берлине поняли, что войска группы армий «Центр» под большой угрозой – появилась возможность нанести удары с флангов, с Севера и с Юга. Блицкриг был провален, Гитлер был вынужден бросить на юг 2-ю танковую группу Гудериана с целью выйти во фланг и тыл оборонявшей Киев советской группировке.

11 сентября навстречу Гудериану с Кременчугского плацдарма развернули наступление дивизии 1-й танковой группы Клейста. Обе танковые группы соединились 16 сентября, замкнув кольцо вокруг Киева – войска Юго-Западного фронта оказались в котле, Красная Армия понесла тяжелые потери. Но, связав тяжёлыми боями значительные силы противника, выиграла время для укрепления обороны на центральном стратегическом направлении.

Маршал С. М.Будённый предупреждал Ставку о грозящей войскам Юго-Западного фронта опасности, рекомендовал оставить Киев и отвести армии, т. е. предлагал вести не позиционную войну, а маневренную. Так, когда танки Гудериана ворвались в Ромны, генерал Кирпонос обратился к начальнику Генштаба маршалу Б.М.Шапошникову с просьбой разрешить эвакуацию Киева и отвод войск, однако, получил отказ. Буденный поддержал своего подчиненного и, в свою очередь, телеграфировал в Ставку: «Со своей стороны, полагаю, что к данному времени полностью обозначился замысел противника по охвату и окружению Юго-Западного фронта с направлений Новгород-Северский и Кременчуг. Для противодействия этому замыслу необходимо создать сильную группу войск. Юго-Западный фронт сделать это не в состоянии. Если Ставка Верховного Главнокомандования, в свою очередь, не имеет возможности сосредоточить в данный момент такой сильной группы, то отход для Юго-Западного фронта является вполне назревшим... Промедление с отходом Юго-Западного фронта может привести к потере войск и огромного количества матчасти».

К сожалению, в Москве ситуацию видели иначе, и даже такой талантливый генштабист, как Б. М. Шапошников, не разглядел вовремя грядущей опасности. Можно добавить, что Будённый обладал большим мужеством, чтобы отстаивать свою точку зрения, ведь маршал знал о желании Сталина во что бы то ни стало отстоять Киев. Через день после этой телеграммы его сняли с этой должности, через несколько дней войска фронта попали в кольцо окружения.

В сентябре–октябре 1941 года Будённый был назначен командующим Резервным фронтом. 30 сентября вермахт начал операцию «Тайфун», вермахт пробил оборону советских войск, в районе Вязьмы были окружены войска Западного (Конев) и Резервного фронтов. Это была катастрофа, но Будённого в этом обвинить нельзя. Во-первых, разведка Генштаба не смогла вскрыть районы сосредоточения ударных группировок вермахта, поэтому имевшиеся в наличии войска были растянуты по всему фронту и не могли выдержать удара такой мощи, когда на оборонявшуюся дивизию приходилось 3-4 дивизии противника (на главных направлениях ударов). Во-вторых, Будённый не мог применить свою излюбленную тактику манёвра, отступать было нельзя. Обвинять его в военной бездарности глупо, Конев стал одним из самых известных героев войны, но и он ничего не смог сделать.

Фактически только на Северном Кавказе его назначили главкомом войск Северо-Кавказского направления (апрель - май 1942 года) и командующим Северо-Кавказским фронтом (май - август 1942 года), он смог проявить своё умение. Когда в июле 1942 года вермахт вышел к Кавказу, Будённый предложил отвести войска на рубежи Главного Кавказского хребта и Терека, сократив чрезмерно растянутый фронт, а также сформировать две резервные армии в районе Грозного. Сталин счел эти предложения рациональными и утвердил их. На запланированный Будённым рубеж войска отошли в августе 1942 года и в результате ожесточенных боев остановили противника.

В январе 1943 года Будённый стал главкомом кавалерии, видимо Сталин решил, что пришло время показывать своё умение молодым. Заслуга Будённого в том, что он помог Красной армии выстоять и научиться воевать.

Наиболее объективной оценкой деятельности маршала Будённого в Великой Отечественной можно назвать слова начштаба Юго-Западного направления генерала Покровского: «Он сам не предлагал решений, сам не разбирался в обстановке так, чтобы предложить решение, но когда ему докладывали, предлагали те или иные решения, программу, ту или иную, действий, он, во-первых, быстро схватывал обстановку и, во-вторых, как правило, поддерживал наиболее рациональные решения. Причем делал это с достаточной решимостью».

Сын русского крестьянства не подвёл свою Родину. Он честно служил Российской империи на полях русско-японской, Первой мировой войны, храбростью и умением заслужил себе награды. Поддержал строительство нового государства и честно ему служил.

После войны он был указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1958 года, 24 апреля 1963 года и 22 февраля 1968 года удостоен звания Героя Советского Союза и стал Трижды Героем СССР. Он вполне это заслужил.



Советский военачальник, маршал Советского Союза (1935) Семен Михайлович Будённый принимает парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1947 года.

Из личных качеств этого достойного Человека можно отметить личное мужество и храбрость (например: в июле 1916 года Будённый получил Георгиевский крест 1-й степени за то, что с четырьмя товарищами привёл из вылазки в тыл врага 7 турецких солдат). Есть легенда, что однажды маршала решили «пощупать» чекисты. Маршал встретил вооружённых ночных гостей с шашкой наголо и с криком «Кто первый!!!» бросился на гостей (по другой версии — выставил в окно пулемёт). Те поспешили ретироваться. Наутро Лаврентий Павлович докладывал Сталину о необходимости ареста Будённого (и в красках описал произошедшее событие). Товарищ Сталин ответил: «Молодец, Семён! Так их и надо!» Больше Будённого не тревожили. По другой версии, расстреляв пришедших за ним чекистов, Будённый бросился звонить Сталину: «Иосиф, контрреволюция! Меня пришли арестовывать! Живым не сдамся!» После чего Сталин дал команду оставить Будённого в покое. Скорее всего, это исторический анекдот, но даже он характеризует Будённого, как очень храброго человека.

Виртуозно играл на баяне, отлично танцевал - во время приема советской делегации в Турции турки исполняли народные танцы, а потом предложили русским ответить тем же. И Буденный, несмотря на возраст, отплясывал, отдуваясь за всех. После этого случая Ворошилов приказал ввести во всех военных вузах уроки танцев.

Владел тремя языками, много читал, собрал большую библиотеку. Не терпел пьянства. В еде был неприхотлив.

Первоисточник:
http://topwar.ru" rel="nofollow">http://topwar.ru
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх