На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТопИстория

35 подписчиков

Кровавая драма в Мюнхене


Немецкие полицейские, переодетые в спортивную форму, занимают позицию на крыше дома в Олимпийской деревне. 5 сентября 1972 г. Мюнхен


Чёрный сентябрь


Олимпийские игры, возрождённые в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном, должны были способствовать физическому развитию людей, помочь преодолеть национальный эгоизм и внести вклад в борьбу за мир и международное взаимопонимание. Однако довольно быстро Олимпийские игры превратились в инструмент политики, что, собственно, очень наглядно видно и в настоящее время.

5 сентября 1972 года на олимпийских спортсменов было совершено нападение. Террористический акт подготовила организация «Чёрный сентябрь» – палестинская экстремистская группировка, объединившая членов более известных и крупных формирований «ФАТХ» (Движения за национальное освобождение Палестины) и Организации освобождения Палестины (ООП).

После завершения Шестидневной войны 1967 года и установления контроля Израиля над Западным берегом реки Иордан десятки тысяч палестинцев бежали на территорию Иордании. Это вызвало ряд внешнеполитических (конфликт с Израилем) и внутренних проблем королевства. Палестинские радикалы претендовали на доминирующие позиции в Иордании. В итоге король Хусейн принял решение подавить палестинские военизированные организации и восстановить порядок в стране. В сентябре 1970 года иорданские силовые структуры разгромили палестинские боевые структуры и вытеснили их в Ливан (что в итоге стало предпосылкой перманентного хаоса и смуты уже в Ливане). Погибли тысячи людей. Большая часть палестинцев была изгнана из Иордании.

В память этой драмы и была создана диверсионно-террористическая организация «Чёрный сентябрь», нацеленная против врагов палестинского народа на Ближнем Востоке и за его пределами. Впервые организация заявила о себе 28 ноября 1971 года, когда у входа в отель «Шератон» в Каире террористами был убит иорданский глава правительства Васфи Тель. 8 мая 1972 года боевики «Чёрного сентября» захватили самолет «Боинг-707» бельгийской авиакомпании «Сабена», выполнявший рейс Брюссель – Вена – Тель-Авив. В самолете было около 100 пассажиров и 10 членов экипажа. Террористы требовали освобождения палестинцев из израильских тюрем. 9 мая израильский спецназ штурмом взял «Боинг». Два боевика были убиты, двух женщин террористок захватили. Три пассажира получили ранения, один из них скончался.

Захват


Идея организации теракта на Олимпиаде в Мюнхене возникла у руководства «Чёрного сентября» после того, как Международный олимпийский комитет отказал в участии в играх палестинцам. Боевикам, вооруженным автоматическим оружием и гранатами, поставили задачу захватить членов делегации Израиля. Их планировали обменять на заключенных палестинцев.

Ко времени захвата заложников шла вторая неделя Олимпиады. Ситуация для террористической операции была благоприятной. Олимпийский комитет Западной Германии поддерживал открытую и дружественную атмосферу в Олимпийской деревне. Чтобы не напоминать об ужасах нацистского Третьего рейха, присутствие силовиков на играх было минимальным. Режим безопасности был специально ослаблен, вооруженной охраны не было. Видимо, германские власти больше всего беспокоились по поводу местных неонацистов, чтобы они не испортили общую картину. Предупреждениям по поводу возможности акций со стороны ближневосточных террористов не придали значения.

Представителей Израиля беспокоило такое отношение западногерманских властей к организации безопасности на Олимпиаде. Однако немцы заверили израильтян, что в отношении их делегации будут приняты особые меры безопасности.

Боевики «Чёрного сентября» прибыли в Мюнхен за несколько дней до акции. Ранним утром 5 сентября 1972 года восемь террористов, неся с собой мешки с оружием (с автоматами Калашникова, пистолетами ТТ) и боеприпасами, легко преодолели забор. Несколько человек это видели, но не придали значения. Многие спортсмены сами обходили КПП, перелезая через забор. Боевики проникли в дом на Конноли-штрассе, 31, где в нескольких квартирах жили представители израильской делегации. У террористов даже имелись украденные ключи от квартир.

Судья по борьбе Йосеф Гутфройнд проснулся, услышав шум и увидев подозрительных людей, попытался их задержать и поднял тревогу. Его сосед судья по тяжёлой атлетике Тувье Сокольски разбил окно и сбежал. На помощь Йосефу пришёл судья по борьбе Моше Вайнберг. Он пытался сопротивляться, его ранили и заставили отвести их в следующую комнату. Там жили израильские борцы и штангисты, но они спали и не смогли оказать сопротивление. Раненый Вайнберг снова попытался оказать сопротивление и был убит. В суматохе одному из борцов Гади Цабари удалось сбежать. Бывший военный, штангист и тяжелоатлет Йосеф Романо ранил одного из боевиков, террористы его ранили, зверски пытали. Романо умер от потери крови.

В итоге убийцы захватили 9 человек: Йосефа Гутфройнда, тренера по стрельбе Кехата Шора, тренера по лёгкой атлетике Амицура Шапиро, тренера по фехтованию Андре Шпицера, судью по тяжёлой атлетике Яакова Шпрингера, борцов Элиэзера Халфина и Марка Славина, штангистов Давида Бергера и Зеэва Фридмана. Другие члены израильской команды смогли тем или иным образом сбежать. Члены олимпийских команд Уругвая и Гонконга, размещённые в одном здании с командой Израиля, в ходе захвата были отпущены невредимыми.

Переговоры


Тело Вайнберга было обнаружено около дверей блока № 31 в 5 часов утра, через полчаса полиция подняла тревогу. На место был отправлен полицейский отряд, состоящий из пограничников (специальных контртеррористических подразделений у ФРГ не было). Они были одеты как спортсмены и вооружены пистолетами-пулеметами. Они заняли позиции, но плана по штурму не было.

Уже в 6 часов 20 минут мировые СМИ сообщили о сенсации. В 11 часов место было заполонено сотнями журналистов и репортёров. Проведение игр было приостановлено. Террористы потребовали до 12 часов освободить свыше 200 палестинских заключенных и проводить их из Израиля в Египет. Также они требовали освободить двух немецких левых радикалов, содержащихся в западногерманских тюрьмах: Андреаса Баадера и Ульрику Майнхоф (основатели террористической организации «Фракция Красной армии»), а также 16 заключённых, содержавшихся в европейских тюрьмах. Если требования не будут выполнены, боевики обещали убивать каждый час по одному человеку. В знак своей решимости они выбросили тело Вайнберга.

Израиль требовал спасти его граждан, но переговоры с террористами не вести. Тель-Авив предложил прислать свой спецназ для штурма. Правительство ФРГ отказалось от помощи. Германские власти попытались разрешить ситуацию путем переговоров. Шеф полиции Мюнхена Манфред Шрайбер и министр внутренних дел Баварии Бруно Мерк вели прямые переговоры с террористами. Они предложили заменить еврейских спортсменов высокопоставленными заложниками из ФРГ, либо дать огромный выкуп. Бандиты отказались. К переговорам подключились представители Египта, но также без успеха. Удалось только перенести крайние сроки завершения ультиматума.

В 18 часов террористы потребовали самолет для перелёта в Каир. Германские власти дали согласие. Хотя это был обман: Египет отказался принять заложников и террористов. Немцы планировали направить палестинских боевиков на свою военную базу в Фюрстенфельдбруке и там обезвредить. В аэропорту расположили на позициях 5 снайперов, так как, по данным полиции, столько было боевиков. Стрелки не имели специальной подготовки.

В самолете под видом экипажа находилось 5–6 полицейских. План состоял в том, что как только первые бандиты войдут в «Боинг», чтобы его осмотреть, их там обезвредят, а стрелки снимут оставшихся бандитов. Но в итоге в самолет полицейские по какой-то причине оставили. Он был пуст. На позициях остались только стрелки.

Кровавая драма в Мюнхене

Переговоры немецкой делегации во главе с министром внутренних дел Гансом-Дитрихом Геншером (второй слева) с террористами

Бойня


В 20 часов 10 минут к дому № 31 прибыл автобус, который отвёз боевиков и заложников к двум военным вертолётам, которые направились к военной базе. Вертолёты прибыли на базу Фюрстенфельдбрук в 22 часа 30 минут. Террористы, вопреки прежним обещаниям, взяли в заложники ещё 4 пилотов вертолётов.

Два террориста осмотрели самолет. Увидев, что он пуст, они решили, что это засада и побежали к товарищам. Один из снайперов открыл огонь и ранил одного бандита. Около 23 часов власти приказали открыть огонь. Стрелки убили двух террористов, удерживающих лётчиков, ещё один или двое были ранены. Оставшиеся боевики укрылись и открыли ответный огонь, убили одного полицейского. Лётчики смогли сбежать, но заложники были связаны и не могли последовать за ними.

Власти вызвали бронетехнику, так как заранее этого не сделали. БТР прибыли около полуночи. После полуночи террористы, поняв, что операция провалена, расстреляли заложников в одном из вертолётов. Также вертолёт взорвали с помощью гранаты. Два боевика попытались убежать, но были убиты полицией.

Происшедшее с остальными заложниками у второго вертолёта продолжает оставаться предметом дискуссий. Возможно, они также были убиты и взорваны бандитами, либо погибли в ходе перестрелки террористов с полицией, попав под выстрелы силовиков. Все заложники погибли. В ходе перестрелки был убит ещё один террорист, оставшиеся три бандита сдались (двое были ранены). В 1 час 30 минут 6 сентября всё было закончено.

Итоги


Олимпиада была продолжена. Мировое сообщество осудило теракт. А лидер Ливии М. Каддафи возглавил огромную демонстрацию в честь «героев палестинской нации» и потребовал от властей ФРГ передать ему оставшихся в живых «героев». Тель-Авив потребовал передать ему для суда оставшихся в живых террористов, но западногерманский канцлер Брандт ответил, что их будут судить в ФРГ. Спустя некоторое время террористов выпустили на свободу в рамках обменной сделки (угон западногерманского самолета).

Израиль отомстил тем, что атаковал позиции и базы палестинских радикальных организаций. Израильские спецслужбы выследили и уничтожили двух выживших террористов, а также организаторов и соучастников террористического подполья.

Многие государства, проанализировав печальный опыт Мюнхена, сделали соответствующие выводы. В частности, в ФРГ создали полицейское спецподразделение по борьбе с терроризмом (GSG-9). В СССР в 1974 году была образована группа «А» («Альфа») при Седьмом управлении КГБ СССР.


Памятный камень и мемориальная доска в Олимпийском парке Мюнхена. Нижняя табличка гласит: «Граница жизни, а не идеи»
Автор:
Самсонов Александр
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх