На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТопИстория

35 подписчиков

Черемисская война Ивана Грозного

Черемисская война Ивана Грозного
Поход русских воевод на черемисов, 1554 год. Лицевой летописный свод
Успешные действия Русского царства против Казанского и Астраханского ханств, упрочение русского влияния в Ногайской орде не могло не встревожить властителей Крыма и Блистательной Порты. Крымцы и османы увидели угрозу в действиях Москвы и боялись потерять Северное Причерноморье. В тылу России началось восстание в землях бывшего Казанского ханства, которое вылилось в целую войну.

Расширение сферы влияния Русского царства


Тяжёлое поражение Крымской орды под Тулой и взятие Казани (Героическая оборона Тулы и разгром крымско-турецкой армии на реке Шиворонь, Как Иван Грозный Казань брал, Часть 2) чрезвычайно повысили авторитет Москвы у соседних племен и народов.

На сторону царя Ивана Васильевича перешла часть Ногайской орды во главе с князем Исмаилом. В конце 1552 года прибыло посольство с Северного Кавказа. Крымский хан Девлет-Гирей вовсю теснил черкесов и кабардинцев, угонял людей для продажи в рабство. Кавказские князья попросили Ивана Грозного взять их землю под «государеву руку».

Прислали в Москву своих делегатов и грузинские правители. Грузия в ту пору распалась на несколько государств, ослабленных усобицами, набегами горцев и вторжениями персов и турок. Закавказье было полем битвы между Персией и Турцией. Население вырезалось, выселялось во внутренние области двух великих держав, пленников продавали в рабство. Грузины также просили Ивана IV взять их под свою руку.

В Москве появились посланники из Бухары, Хорезма. После того как заглох Великий шёлковый путь, для них жизненно важным был Волжский путь. Они сбывали товары в Астрахани и Казани. Теперь договаривались с русскими, которые стали полностью контролировать Волгу. Москва также была заинтересована в этой торговле. Из Азии шли ткани, бумага, пряности, драгоценности и прочие товары.

Появилось ещё одно посольство, с Запада, более экзотическое для Руси, чем бухарцы или грузины.

Англия в это время стремилась расширить свою торговлю. Однако Ганза не пускала англичан в Балтику, итальянцы и турки – в Средиземное море, испанцы и португальцы монополизировали путь в Америку и Индию. Англичане искали новые пути в богатые страны Востока. А русские поморы уже побывали в Англии. Англичане узнали о северных морях, и родилась идея найти собственную северную дорогу в Китай и другие азиатские страны.

Англичане организовали в 1553 году экспедицию на Север, некоторым капитанам не повезло, они погибли. Капитану Ченслеру повезло, его занесло в Белое море, где русские активно ходили по морю. Холмогорский наместник помог англичанам, отправил их к царю.

Англичане были поражены богатством русской земли, отмечали «много богатых деревень», оживленность путей сообщения. Их ошеломила огромная Москва. Ричард Ченслер писал:

«Сама Москва очень велика. Я считаю, что город в целом больше, чем Лондон с предместьями».

Он восторгался царским замком, роскошными приёмами и блестящей обстановкой.

Русский государь радушно встретил путешественников. Ему вручили грамоту Эдуарда VI, адресованную советным и восточным государям с просьбой оказать содействие экспедиции. Царь согласился установить дипломатические отношения с Англией, разрешил им беспошлинную торговлю. Англичанам помогли починить корабль и снарядили его в обратный путь.

В 1555 году Ченслер второй раз прибыл в Россию, и его снова милостиво приняли. В 1556 году русское посольство было отправлено в Англию. Флотилия Ченслера была разбита сильной бурей, из четырех кораблей лишь один достиг Лондона, три остальных погибли. Ченслер погиб, но русские послы благополучно прибыли в Лондон, где были приняты королевой Марией.

Так на Севере началась регулярная торговля России и Англии.

Восстание в Казанской земле


После взятия Казани война в землях Казанского царства не была завершена.

Русская армия уже в октябре 1552 года была выведена из Казани и вернулась домой. В городе было оставлено 1,5 тыс. детей боярских и 3 тыс. стрельцов, некоторое количество казаков. Разорённая войной Казань и окрестные селения могли прокормить только небольшую рать. Наместником остался князь Александр Горбатый-Шуйский. Также сильный гарнизон во главе с Петром Шуйским оставался в Свияжской крепости.

Но угли войны ещё тлели.

По селениям и лесам бродили остатки вражеских отрядов. Вести регулярные боевые действия и брать крепости они не могли, но имели возможность партизанить, разбойничать. Они совершали разбойные нападения на суда, которые перевозили припасы и группы русских людей и их местных союзников.

Первые бандформирования быстро выявили и уничтожили. Зимой на Арской стороне раскрыли заговор Тугайских людей. Мятежников схватили и казнили в Казани.

Тем временем ситуация в Казанской земле ухудшилась.

Астраханский хан Ямгурчи разорвал дружбу с Москвой, установил союз с Крымской ордой, к ним примкнул ногайский князь Юсуф. К отрядам разбитых казанцев стали приходить ногайцы и астраханцы. Они подбивали к восстанию местные племена марийцев (тогда их называли черемисы), вотяков (удмурты).

В начале весны 1553 года вотяки с луговой черемисой перебили сборщиков ясака (натуральный налог) и подняли восстание. Повстанцы перешли на Арскую сторону, где их поддержали местные жители. Луговые и арские люди объединились и стали на «высокой горе у засеки». Очевидно, восставшие заняли Арский Острог на Высокой горе в 15 верстах на северо-востоке от Казани, который был разрушен войском Шуйского после разгрома рати князя Япанчи во время осады Казани.

Казанские воеводы, видимо, легкомысленно восприняли восстание, думая, что оно будет легко подавлено. Против восставших были направлены два небольших отряда стрельцов и казаков под началом Ивана Ершова и Василия Елизарова. При этом стрельцы и казаки разделились, пошли разными дорогами.

Повстанцы, очевидно, устроили засаду и легко окружили и разбили царские войска. Погибли сотни стрельцов и казаков. Затем повстанцы покинули Высокую гору и создали базу в верховьях р. Мёши, где их поддержали местные жители. В 70 верстах от Казани восставшие соорудили большую земляную крепость.

Восстало практически всё Левобережье бывшего Казанского царства, кроме самой Казани. Повстанцы начали переходить и на Горную сторону, вербуя там сторонников. Из Свияжска выступил отряд Бориса Салтыкова. Но его конница и пехота увязли в снегах, которые ещё не сошли. А повстанцы умело использовали отряды лыжников. Русская рать бала разгромлена, погибло 500 воинов. Спаслись немногие. Салтыков попал в плен и позднее был убит.

Весть о победах, в сущности, небольших, локальных, тут же разнеслась по всей Казанской земле, была приукрашена. Объявлялось, что с властью русских покончено.

Восстание полыхнуло во всю силу.

Заговор против царя


Интересно, что в это время советники русского царя из «избранной рады» предложили отказаться от Казани, завоёванной большой кровью и усилиями. Мол, теперь уже ничего не поделать, Казанская земля чужая, удержать её не получится, и нужно от неё отказаться.

Из-за нескольких проигранных стычек царю предлагалось перечеркнуть все усилия и жертвы России в длительных войнах с Казанью. При этом мы снова бы получили враждебное государственное образование на восточных рубежах, резко ухудшая стратегические и экономические позиции русской державы. Также имелась угроза появления в Казани турецкого гарнизона.

Иван Васильевич отверг идею своих советчиков, которые, видимо, уже старались ослабить царскую власть.

После завершения зимнего периода в Казанские земли должна была прийти большая рать. Но её не послали.

В марте 1553 года царя вдруг свалила болезнь. Внезапная и странная, без видимых причин. Положение государя было настолько тяжелым, что его сочли безнадежно больным. Царь в минуту просветления продиктовал завещание – наследником назначил царевича Дмитрия (первый сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны).

Но в июне во время несчастного случая (или заговора с целью убийства) младенец-царевич погиб. А бояре имели своего кандидата на престол – князя Владимира Андреевича Старицкого – внука великого князя Московского Ивана III Васильевича, двоюродного брата царя Ивана IV. Адашев и Сильвестр «доброхотствовали» на стороне Владимира Андреевича.

В итоге весенне-летний поход 1553 года не состоялся.

С реки Вятка в апреле на борьбу с мятежниками была отправлена судовая рать под началом Даниила Адашева. При поддержке казаков царские войска выиграли несколько локальных боёв, взяли под контроль переправы через Волгу, отделив луговых марийцев от горных.

Однако царских войск было мало, чтобы пробиться вглубь мятежной территории и разгромить основные силы повстанцев. Восставшие пытались осаждать Казань и Свияжск и даже совершали набеги в земли Мурома и Нижнего Новгорода, как в «старые добрые времена».

Они утвердились в своей безнаказанности, в восстание втягивались новые племена и роды. Их соблазняли возможностью не платить налоги и снова грабить русские земли.

Черемисская война


Царь выздоровел, оппозицию подавили, и кризис миновал, но удобное время для похода было упущено. Весной усмирение восставших племен было сорвано болезнью царя и боярским заговором.

Летом пришлось выводить полки на южную границу, на Оку, так как пришли слухи о том, что Девлет-Гирей собирает свою орду для похода на Москву. Но хан в прошлом году потерпел тяжелое поражение и, когда узнал, что русские готовы его встретить, поход отменил. Наоборот, Девлет направил посольство, чтобы договориться о «дружбе», о Казани уже ничего не говорил, только требовал «богатых даров».

Поэтому в Свияжск и Казань направили только подкрепления.

Войска в Казанские земли пришлось отправлять поздней осенью 1533 года. В ноябре из Нижнего Новгорода выступила 30-тысячная рать под началом Семёна Микулинского, Ивана Большого Шереметева и Андрея Курбского. В походе участвовали касимовские татары и казанские татары.

Стоит отметить, что государь Иван Васильевич вёл в отношении казанцев мудрую политику, привечал их, старался зря не обижать. В результате казанская знать быстро стала неотъемлемой частью русской элиты, а казанцы – верно служили и храбро сражались со всеми врагами России.

Зимняя кампания была тяжелой: царские полки одержали много побед, громили повстанцев, брали их остроги и жгли мятежные селения. База повстанцев на Мёше была уничтожена. Тысячи повстанцев пали. Два вождя повстанцев были убиты – Янчура Измаильтянин и Алека Черемисин. Ещё два вождя – Усеин и Сарый-батыр пришли с повинной. Арская сторона подчинилась.

Но полностью подавить восстание не удалось.

Луговые мари продолжали сопротивление. Они разбежались по лесам и затем снова собирались. Племена приносили присягу, но, как только царские полки уходили, снова восставали, резали оставшиеся отряды и чиновников, выбирали новых вождей.

Дело осложнялось местными условиями: дорог мало, как и городов, леса и болота. Часто положение усугубляли сами воеводы. Методы Ивана Грозного – сочетание ласки и грозы, были отброшены. Осталась только гроза. Громили и жгли все селения подряд, казнили пленных и грабили. Это вызвало озлобление местных жителей. Отряды повстанцев снова стали многочисленными.

Однако главной причиной продолжения восстания была внешняя поддержка. Турецкие и крымские эмиссары привозили деньги, вели антирусскую агитацию, обещали помощь. Прибывали небольшие подразделения, которые становились ядрами новых отрядов.

Подпитка восстания шла через Астрахань.

Летом 1554 года восставших возглавил Мамич-Бердей. Главный казанский воевода при поддержке казанских татар к осени разгромил основные силы противника. Однако отдельные отряды луговых марийцев продолжали партизанить.

Зимой снова пришла русская рать во главе с Иваном Мстиславским. Русские войска снова опустошили земли луговых мари, но полностью замирить область не удалось. После ухода царской рати луговые мари снова восстали, попытались проникнуть на Арскую землю и распространить там мятеж. Повстанцев отбросили при поддержке местных татар и лояльных горных марийцев.

Постепенно восстание стало угасать.

После первых карательных походов стали строить крепости, которые закрепляли земли за Россией. Летом 1555 года возвели крепость Чебоксары. Местные жители в массе своей перестали поддерживать повстанцев. Сказывалась усталость от войны, приходило понимание, что лучше мир под властью русского царя, чем непрерывная война.

Русские власти переманивали на свою сторону местную знать. Царь Иван Васильевич требовал проявлять милость к тем, кто демонстрировал покорность. Им даровали прощение, налоговые льготы и земли «непримиримых». Ряды восставших поредели.

Царские войска совершенствовали тактику антипартизанской борьбы. Теперь, когда у противника не было больших банд, русская рать делилась на большое количество мобильных групп.

В марте 1556 года Мамич-Бердей попытался вовлечь в восстание горных марийцев и чувашей, но был схвачен местными и выдан русским. Новая база повстанцев – острог Чалым приблизительно на месте нынешнего Мариинского посада, был сожжён.

Покорение Астрахани в 1556 году (Как Иван Грозный Астрахань брал) и части Ногайской орды, а также неудачи Крыма окончательно решили судьбу восстания в Казанской земле.

Его внешняя поддержка была пресечена, надежда на помощь угасла.

В 1557 году последними сдались луговые мари, прислали в Москву свою делегацию. Покаялись и получили амнистию. На восточной окраине Русского царства воцарился мир.


Пленного Мамич-Бердея представляют царю Ивану Грозному. Лицевой летописный свод
Автор:
Самсонов Александр
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх