На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТопИстория

35 подписчиков

Русская Тмутаракань и российская Тамань

Сегодня мы продолжим рассказ, начатый в статье «Тмутаракань. Долгая история самого загадочного княжества Древней Руси».


Вначале поговорим о русском Тмутараканском княжестве, а потом – о дальнейшей истории этих древних земель.

Мстислав Храбрый


Первым русским князем Тмутаракани стал внук Святослава Игоревича и сын Владимира Святого Мстислав. В этот город он приехал в 988 году, когда ему было всего 7 лет. Первое время за него распоряжался всем назначенный ему «дядькой» варяг Сфенг (вероятно, Свен). Надо признать, что он воспитал Мстислава, как настоящего викинга, недаром этого князя современники называли «Удалым», «Храбрым» и «Лютым».

Русская Тмутаракань и российская Тамань

Памятник Мстиславу Владимировичу в Анапе

В 1022 году Мстислав, будучи союзником Византии, ходил в поход против касогов. Именно тогда состоялся его знаменитый поединок с касожским князем Редедей. Память об этой схватке двух вождей сохранилась и в преданиях адыгов.


Единоборство Мстислава Владимировича с Редедей Касожским

Свою победу Мстислав объяснял помощью Божьей Матери, с молитвой к которой он обратился в критический момент:

«И схватились бороться крепко и долго боролись, и начал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О, Пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, построю церковь во имя твое». И, сказав это, ударил Редедю о землю».

Выбор Мстиславом в качестве защитницы Божьей Матери многим исследователям кажется показательным и чрезвычайно интересным. Дело в том, что, по их мнению, это явное свидетельство двоеверия князя. Вы ведь помните, что русские былинные и сказочные богатыри в похожих ситуациях обращались не к Перуну, а к «Матери-Сырой Земле»? Полагают, что в народном сознании образ этой языческой богини плодородия на некоторое время слился с образом Богородицы. И до сих пор русские солдаты и офицеры перед боем обращаются с молитвой именно к Божьей Матери, а не к Георгию Победоносцу или Михаилу Архистратигу, что может показаться более логичным.

После возвращения Мстислава в Тмутаракань здесь по его приказу, действительно, была построена церковь Богородицы. После учреждения Тмутараканской епархии она стала епископской.


Строительство церкви Богородицы в Тмутаракани

В 1950-е гг. фундамент этой церкви был обнаружен в станице Тамань экспедицией Б. А. Рыбакова. Найдены медные иконки, обломки разбитых ваз и кувшин с монетами.


Монета Тмутаракани, X–XI вв.

Мстислав обложил касогов данью, а жену и детей Редеди забрал в Тмутаракань – видимо, в качестве заложников. Сыновья касожского князя были крещены, получив христианские имена Роман и Юрий. Происхождение от Редеди приписывали себе потом некоторые знатные дворянские роды России, они получили общее название Редегины (по тому же принципу, что Рюриковичи или Гедиминовичи). К их числу относятся, например, Лопухины, Ушаковы, Глебовы, Викентьевы, Бобровы и прочие.

В 1024 году касоги приняли участие в войне Мстислава против Ярослава Мудрого и сражались в битве под Лиственом (близ Чернигова).


Бегство Ярослава Владимировича Киевского с варяжским князем Якуном от преследующих его войск Мстислава Владимировича Тмутараканского. Миниатюра Радзивилловской летописи

Тогда, кстати, погиб сын Редеди Роман, которого Мстислав женил на своей дочери Татьяне.

После победы Мстислав предложил Ярославу разделить землю по Днепру. Стольным городом Мстислава теперь стал Чернигов, но и Тмутаракань он также держал крепко. Ещё несколько раз ходил воевать против кавказских племен.


Печать Мстислава Владимировича Храброго. Князь на ней в императорском (!) облачении

В дальнейшем Тмутаракань стала базой и опорным пунктом русских князей-изгоев, о которых было рассказано также в статье «Олег Гориславич, Ольговичи и половцы».

Время изгоев



Тмутаракань XI века, реконструкция

Другим русским князем Тмутаракани был внук Ярослава Мудрого и старший сын Святослава Ярославича Глеб. Во время его правления – в 1061 году, в Тмутаракань бежал от гнева великого князя киевского Изяслава инок Киево-Печерского монастыря Никон. Здесь он основал монастырь и начал работу над записями, которые позже вошли в «Повесть временных лет».

Забегая вперёд, скажем, что в Киев он вернётся в 1068 году.

В 1064 году Глеба изгнал из Тмутаракани первый из князей-изгоев – Ростислав Владимирович, другой внук Ярослава, сын Владимира Новгородского. При Владимире Ярославиче в Новгороде был построен сохранившийся до нашего времени знаменитый каменный Софийский собор. И это Владимир в 1043 году ходил в последний поход на Царьград вместе с Ингваром Путешественником (брат его матери – шведской принцессы Ингигерд) и русским воеводой Вышатой. Теперь Вышата и другой воевода – Порей, оказали помощь Ростиславу Владимировичу в захвате Тмутаракани. Святослав Ярославич вступился за сына: прогнал Ростислава и вновь посадил здесь Глеба. Но князь-изгой не успокоился и снова «сел на стол» в Тмутаракани. Ему удалось обложить данью окрестные кавказские племена:

«Емлюшу дань су касог и су иных стран».

С именем Ростислава некоторые связывают присоединение к Тмутараканскому княжеству города Керчь.

Летописи утверждают, что в 1067 году Ростислав был отравлен византийским катепаном Херсонеса и похоронен в церкви Богородицы, которую Мстислав построил в честь победы над Редедей.


Отравление Ростислава Тмутараканского византийцами на миниатюре Радзивилловской летописи, XV век

Причиной отравления, вероятно, стало чрезмерное усиление этого князя: византийцы опасались за свои крымские владения. Жители Тмутаракани Ростислава, похоже, любили: узнав о его смерти, они убили катепана («побили каменьями»). В Тмутаракань снова вернулся Глеб Святославич, который в 1068 году «измерил море» от своей столицы до Корчева (Керчи). О знаменитом камне с надписью об этом событии, благодаря которому удалось установить местоположение Тмутаракани, было рассказано в прошлой статье.

Уже в 1069 году Глеб перешёл в Новгород, где успешно противостоял натиску Всеслава Полоцкого и подавил языческое восстание в 1071 году.


Князь Глеб Святославович убивает волхва. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Глеба в Тмутаракани заменил его брат – Роман Святославич.

Автор «Слова о полку Игореве» между делом сообщает, что «вещий Боян» был певцом Святослава Ярославича и любимцем его сына Олега («Гориславича»), а также о том, что Боян пел песни о «Красном (Красивом) Романе». При этом Роман почему-то поставлен в один ряд с такими известными князьями, как Ярослав Мудрый и Мстислав Храбрый:

«Песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред полками касожьскыми, красному Романови Святославовичю».

А ведь прославиться Роман, кажется, ничем особенным не успел. Вместе с братьями (родным Олегом и двоюродным Борисом Вячеславичем) он участвовал в несчастливом для них сражении при Нежатиной Ниве в 1078 году, а в 1079 году был убит половцами, с которыми хотел заключить союз против старших князей.

А Олег в 1079 году был схвачен тмутараканскими хазарами и отправлен в Константинополь. Император Никифор III Вотаниат, что называется, «убил сразу двух зайцев».

Во-первых, оказал услугу своему союзнику – новому киевскому князю Всеволоду (его старший брат Изяслав, который в сражении при Нежатиной Ниве находился за строем войск, был убит неизвестным всадником).

Во-вторых, Никифор III убрал из Тмутаракани потенциально опасного претендента на княжеский «стол» – амбициозного и талантливого полководца, который потом, сражаясь в одиночестве сразу против всех, добился возвращения потомкам Святослава Ярославича их Отчины – Чернигова. Таким образом, Святославичи были полностью разгромлены и, казалось, не имели ни малейших шансов на успех в дальнейшей борьбе. Старший из них, Глеб, измеривший расстояние от Тмутаракани до Керчи, был убит в Заволочье ещё в 1078 году. Последний из оставшихся на Руси братьев – Давыд, был отправлен победителями в далёкий Муром, где и находился до 1093 года.

А Олег три года скучал на «курортном» острове Родос и даже вступил там в брак с местной патрицианкой Феофанией Музалон. Тмутараканью в это время управлял посадник Всеволода Ратибор – пока его не прогнали оттуда Володарь (сын отравленного византийцами Ростислава) и Давид Игоревич. К ромеям Володарь Ростиславич, как вы понимаете, не испытывал даже и малейших теплых чувств. Вот тут византийцам стало не до смеха, и потому новый император Алексей Комнин «вытащил из рукава» (то есть с острова Родос) «козырного туза» – Олега Святославича, отправив его разбираться с родственниками.

В 1083 году Олег триумфально возвратился в Тьмуторокань и правил княжеством до 1094 года. Найдены печати Олега того времени с надписями: «Господи, помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии» и «Господи, помоги Михаилу, архонту и дуке Матрахи и всей Хазарии» (Матраха или Матарха – греческое название Тмутаракани, а Михаил – христианское имя Олега Святославича).

Обратите внимание: Олег официально именует себя не князем, а архонтом и дукой, то есть, вероятно, он тогда считался наместником императора (а его жена Феофания стала архонтессой принадлежавшего Византии города Руссия).


Впрочем, и знаменитую княгиню Ольгу, вдову Игоря, мать воителя Святослава, гордые византийцы именовали архонтессой, намекая на ее подчинённое положение.

В 1093 году умер великий князь Киевский Всеволод, и в 1094 году Олег отправился отвоевывать Чернигов, где в это время княжил Владимир Мономах. В Тмутаракань Олег больше не возвращался. Большинство историков уверены, что он окончательно передал ее византийцам – это стало платой за освобождение и помощь. Однако некоторые считают, что Олег оставался тмутараканским князем до смерти в 1115 году.


Олег Святославич принимает дань, миниатюра из Радзивилловской летописи

Таматарха


После 1094 года Тмутаракань уже не упоминается в русских летописях в качестве русского княжества, а в византийских источниках об этом городе (Таматарха) говорится, как о принадлежавшем империи. Арабский географ Идриси в 1154 году сообщал, что «город Матарха густонаселен и весьма цветущ». Но скоро византийцев здесь стали сильно теснить половцы, которые захватили владения Таматархи в Крыму и северокавказских степях. Некоторые историки, в том числе С. Плетнева, считают, что Таматарха тогда перешла в подчинение половцам и называлась Матрика.

Монголы, похоже, были единственными завоевателями, которые взяли этот город штурмом. Археологи обнаружили следы грандиозного пожара, почти уничтожившего этот город.

Некоторое время вся эта область находилась под властью монголов. Так, известно, что золотоордынский хан Тохта, ставленник влиятельного темника Ногая, подарил тому Крым и Тамань. Позже объявивший о независимости Ногай проиграл войну и был обезглавлен, но его род играл большую роль в дальнейшей истории Северного Причерноморья и Кавказа.

Матрега


После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году византийские торговые фактории в Крыму и восточном Причерноморье прибрала к рукам Генуэзская республика. В Таматархе была построена крепость Матрега (от прежнего греческого названия области – Матарха), давшая новое имя и городу, и всему региону. Большое влияние на дела в Матреге оказывали адыгские князья.

Мощный удар по благополучию Матреги нанесла война Тохтамыша и Тимура 1395–1399 гг. Разгромленная Золотая Орда была разорена и обезлюдела, в результате торговые пути сместились на юг, обогащая теперь государство Тимура.

Незадолго до турецкого завоевания правителем города стал Захария де Гизольфи – сын знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и Биха-ханум, дочери адыгского князя Берозоха. Он даже сохранил свой пост, когда в 1475 году османы присоединили Матрегу к своим владениям. Но в 1482 году турки все же изгнали его из города. В 1483 году он обратился за помощью Ивану III, но воевать с Османской империей московский князь, естественно, не стал.

Таман


С османским завоеванием древний город пришел в упадок и оказался заброшен. Турки к востоку от Матреги построили крепость Хункала («Ханская крепость»), а их город получил более знакомое и привычное нам название Таман: в буквальном переводе – «болотистое место». Дело в том, что Таманский полуостров окружен заливами, лиманами и мелкими озерами, соединенными ериками. Однако, по другой версии, название образовано от слова «тана», трансформировавшегося вначале в танан, а потом – в таман. В этом случае Тамань – «многоводная», что тоже соответствует действительности: полуостров занят сушей лишь на 55 процентов.

И при генуэзцах, и при османах здесь процветал крупный невольничий рынок.

Тамань


Круг замкнулся в конце XVIII столетия после завоевания этих земель Россией во времена Екатерины II. 30 июня 1792 года бывшим запорожским казакам были переданы

«в вечное владение… в области Таврической остров Фанагорию с всею землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ея к Усть-Лабинскому редуту – так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли».


Земля кубанских (бывших черноморских) казаков

Переселение казаков осуществлялось в несколько этапов и разными путями – морским и сухопутным.


Переселение казаков-черноморцев на Кубань

16 августа 1792 года из Очаковского лимана к Тамани отправились 50 лодок и 11 транспортных судов. Командовал ими, как уже говорилось в первой статье, казачий полковник Савва Белый. На пути к Тамани эту эскадру охраняли бригантина «Благовещение» флотского бригадира П. В. Пустошкина и несколько «корсерских судов». Переход завершился 25 августа. Турецкий город Таман стал казачьей станицей Тамань.


Памятник казакам-переселенцам на месте их высадки в Тамани

Во время Крымской войны, 12 (24) сентября 1855 года в Тамани высадился англо-французский десантный отряд. Город был сожжён, но мятежные горские племена не смогли прорваться к побережью, и операция была свёрнута: 15 (27) сентября захватчики покинули Тамань.

Следующие оккупанты пришли в многострадальный город 4 сентября 1942 года. Битва за Кавказ – одно из самых продолжительных сражений мировой истории, она проходила в течение 442 суток – с 25 июля 1942 по 9 октября 1943 года. Особо выделяются так называемые «сражения на Голубой линии», длившиеся с февраля по октябрь 1943 года.

Эта система немецких укреплений, известная так же, как Таманский плацдарм, получила название «Голубая линия» по цвету карандаша, которым Гитлер прочертил на карте границы оборонительного рубежа: от Новороссийска по восточной окраине станицы Крымской (сейчас стала городом) восточнее города Темрюк к побережью Темрюкского залива. Сразу несколько подразделений Красной Армии и флота после победы получили наименование Таманских.

Современная Тамань


В настоящее время в Тамани проживает чуть больше 10 тысяч человек.

Помимо археологического заповедника Гермонасса-Тмутаракань, здесь можно увидеть Турецкий фонтан (единственный в России конденсационный источник XV века), валы построенной при Суворове Псевдофанагорийской крепости, археологический музей, музей казачества, этнопарк «Атамань», дом-музей Лермонтова, первую православную церковь на Кубани, музей виноделия завода «Шато Тамань». Недалеко находятся грязевой вулкан – Карабетова гора с озером на вершине, и Крымский мост.

Кстати, 10 августа 2011 года именно в том месте, где, как предполагают, находится затопленная часть городища Гермонассы, на дне Таманского залива «нашел» Путин две амфоры VI века н. э. Позже Д. Песков признал, что амфоры были найдены раньше, но, зная о визите премьер-министра, их оставили на месте (либо положили обратно).

Надеюсь, что благодаря такой находчивости археологи «выбили» тогда полноценное финансирование для своих работ.

В Атамани установлен памятник, на который перенесена знаменитая надпись Тмутараканского камня.

Автор:
Рыжов В. А.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх