На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТопИстория

35 подписчиков

Операция «Вспышка ярости». Были ли шансы у Гренады?

Операция «Вспышка ярости». Были ли шансы у Гренады?

Предыстория

А началась эта история с Мориса Руперта Бишопа, сына рабочего и умнейшего, очень даже образованного человека. То было время романтики в Латинской Америке, гремели имена Кастро и Че Гевары, местные государства и их народы, наконец, увидели – есть и иной путь, чем полуколониальный статус и подчинение США. Иной, чем марионетки-генералы, поставленные США, иной, чем жуткий раскол на очень бедных и очень богатых, вообще иной. Неудивительно, что юноша (как и тысячи других) стал марксистом.

У нас этот период не до конца осознали до сих пор, не осознали, насколько там любили нас и надеялись на нас. Тем не менее – это было. А Гренада на тот момент государство и вовсе юное. Самоуправление оно получило только в 1967 году, независимость – в 1974. И сразу же бывшая британская колония стала диктатурой ультраправых объединённых лейбористов Гейри, которые были ярыми антикоммунистами. Жить, как водится, легче не стало, и новорождённая страна потихоньку закипала. Справедливости для, гейризм рухнул бескровно в 1979 году, и к власти пришли марксисты Бишопа. В США, впрочем, на это отреагировали спокойно – ни национализации, ни классовой войны не случилось, и США смирились с новой реальностью. Благо небольшой остров со стотысячным населением не та проблема.

Но взаимопонимание долгим не было, и быть не могло. Бишоп начал радикальные реформы, а на их время отложил новые выборы и принятие конституции, зато запросил помощь Кубы. А 13 апреля 1979 года Бишоп заявляет, что Гренада не будет ничьим задним двором. В США мгновенно срываются с цепи СМИ, обвиняя Гренаду во всех грехах, а правительство начинает сворачивать программы сотрудничества с Кубой. Зреет раскол и в самой правящей партии – группа радикалов резко против связей с Кубой и чересчур мягких реформ и готовит заговор... при помощи всё тех же США. Заговор разгромлен, но единства сторонникам Бишопа добиться не удалось.

Сделали они очень много – в Гренаде появилась бесплатная и развитая медицина, включая стоматологию, развивается экономика, Куба строит международный аэропорт, что поможет Гренаде в развитии туризма. С другой стороны, власть в конфликте с церковью, молодёжь в глубинке, привыкшая к несколько иному образу жизни и массово поражённая легкой наркоманией, не рвётся жить по-новому, одним словом – единства нет. И это не могло не выстрелить.

Тем более в партии лидер Бишоп (марксист скорее по названию) схлестнулся с вторым лицом – Коардом, марксистом-теоретиком. Хотя за этим скорее стояла банальная зависть, а не некая теория. Бишоп мало внимания уделял кадрам, старался скрывать внутрипартийные дрязги, и в итоге такой подход привёл к катастрофе. Конфликт что внешний, с США, что внутри партии стремительно нарастал, и всё это привело к грозе. 13 октября путём аппаратных интриг Бишопа отстраняют, что вызвало взрыв возмущения в стране, искренне любящей не марксизм, а конкретного человека, а 19 октября Бишоп был убит армейцами. Фракция Коарда мигом превратилась в хунту, не имеющую никакой поддержки населения, ворота для интервенции США оказались открыты. Самый успешный в Латинской Америке проект по созданию социалистического нейтрального государства погиб.

Интервенция


В сущности, от интервенции США удерживал только Бишоп, точнее – его невероятная популярность и безупречная внешняя политика. Три солдата, убивших Бишопа и его соратников, убили некую невидимую защиту острова, плюс дали вполне легитимный повод для интервенции. Убить премьера и разогнать безоружных сторонников путчисты смогли, а вот обороняться... Вся армия Гренады это десять БТР-60, 2 БРДМ, пара ЗУшек и менее двух тысяч человек. США готовились бросить в бой целый флот в составе авианосца, крейсера, трёх эсминцев, 7500 морпехов, ста летательных аппаратов. Плюс 385 солдат союзников – стран Восточнокарибского бассейна.

Были ли шансы у Гренады? Были, как ни странно. Во-первых, будь во главе сверхпопулярный Бишоп, оружие бы взял народ, и всё это потеряло бы легитимность, превратившись в тяжелейшие бои и мировое позорище с тысячами жертв. Во-вторых, аэропорт строили 700 кубинцев, как и все жители Кубы, умевшие пользоваться оружием. На острове хватает зелени, труднодоступной местности, так что конфликт мог затянуться надолго, а там давление СССР и Кубы могло сыграть свою роль. И повод для давления был бы: Бишоп – власть законная.

А так всё формально было законно – свергали путчистов, отметившихся убийствами власти и женщин (среди расстрелянных путчистами была беременная женщина), и свергали не США – коалиция стран Карибского бассейна. Конечно, всё было шито белыми нитками – но исключало резкие действия СССР, который не мог поддержать путчистов.

План операции «Urgent Fury» (вспышка ярости) был очень даже прост – высадка вертолетного и морского десантов одновременно, дальше – 82-я воздушно-десантная дивизия США занимает остров. В 6 утра 25 октября. И сразу же всё пошло не так.

Три группы морских котиков высадиться не смогли, одна из которых (четыре бойца) погибла при аварии. Техника, поставленная на ВВП единственного аэропорта, заставила завернуть самолеты с десантом. Удалось высадить парашютный десант, но с повреждениями транспортных самолетов и потерями. Отличилась и палубная авиация, которая перепутала форт и психиатрическую клинику, метко уничтожив последнюю вместо первой. Сами десантники успели открыть друг по другу дружественный огонь, гренадцы даже контратаковали, причём небезуспешно.

Попытки захвата дома губернатора спецназом Дельта и вовсе привели к потере двух вертолетов. Позже в бою были потеряны ещё два вертолета огневой поддержки AH-1TS. И только на следующий день, введя в бой пять танков, сопротивление гренадцев удалось сломить, напоследок ударив штурмовиком А-7 Корсар по своим же солдатам, убив одного и ранив 16 военнослужащих. Ещё три вертолета были потеряны при штурме гренадской воинской части. Война, вообще, стала праздником грозных ЗУ-23-2, оружия эффективного и недооцененного у нас. Всего США вместо четырёх часов потратили более суток, а их потери составили 19 убитых и 116 раненых, 8 сбитых вертолетов, повреждены три самолета и 6 вертолетов. Гренада потеряла 17 военнослужащих. Погибло 27 кубинцев, но значительная часть погибших – безоружные строители. Могло быть и хуже, но готовившаяся годами партизанская война не началась. А окончательно остров был занят только к началу ноября.

После


Были споры, были резолюции ООН, международный скандал, где даже страны НАТО выступили против «креатива» Рейгана, были грабежи всего, что ценное, аресты с пытками властей, но надо отдать должное США – дальше они смогли поступить разумно. Марионеточному правительству было выделено 110 миллионов долларов, убийц Бишопа судили и приговорили к смерти, заменив её, впрочем, сначала пожизненным заключением, а потом – сроком в 30 лет. Коард вышел из тюрьмы в 2009 году, Рейган, затеявший интервенцию, умер в 2004, а именем Бишопа назван главный аэропорт Гренады, тот, который практически достроили при его жизни. Сейчас Гренада бедная страна с высокой эмиграцией, и, думаю, там хорошо помнят то, что не мешало бы понять всем – внутренние амбиции опаснее внешнего врага.
Автор:
Роман Иванов
Использованы фотографии:
https://www.stena.ee/blog/vtorzhenie-ssha-na-grenadu
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх