На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТопИстория

35 подписчиков

Как британские авиаторы отомстили немецкому крейсеру за гибель советского ледокола.

С началом Великой Отечественной войны почти все суда ледокольного флота были мобилизованы в Военно-морской флот и вооружены. Вообще отечественные ледоколы всегда были готовы к ведению боевых действий, при военной угрозе на борту ледокола размещалось артиллерийское и пулеметное вооружение, оборудовались помещения под погреба боезапаса, судно оснащалось средствами и постами управления артиллерийским огнем и так далее.

Самая большая нагрузка в военные годы выпала на ледокольные суда, базировавшиеся на севере страны. Ледокольный флот Заполярья выполнял задачи обеспечения круглогодичной эксплуатации Севморпути и осуществления проводки судов караванов союзников с грузами по ленд-лизу в зимнее время.

2 августа 1941 года была образована Беломорская военная флотилия со штабом в Архангельске. Часть судов Главсевморпути мобилизовали в Северный флот.

19 августа 1941-го был создан отряд кораблей Карского моря в составе Беломорской военной флотилии (Северный отряд). В его состав наряду со сторожевыми кораблями и тральщиками вошли ледорез "Ф. Литке" ( переоборудованный в сторожевой корабль), ледокольные пароходы "Семен Дежнев" и "Александр Сибиряков" (под наименованием "ЛД-6").

Ледокол "Александр Сибиряков", названный в честь русского предпринимателя, исследователя Сибири, прославился еще до войны. В июле 1932 года "Сибиряков" под командованием капитана В.И. Воронина и начальника экспедиции академика Отто Юльевича Шмидта вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря.

В сложной ледовой обстановке остался без хода, дрейфовал. С помощью самодельных парусов команда успешно вывела судно на чистую воду к началу октября в северной части Берингова пролива, откуда его благополучно отбуксировали в Петропавловск-Камчатский.

Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. "Александр Сибиряков" был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

10 октября 1941 года в составе Беломорской военной флотилии был создан ледокольной отряд (действовал одну навигацию).

1932 год. Фото из открытого доступа.
1932 год. Фото из открытого доступа.

В дальнейшем ледокольными операциями занималось вновь образованное Управление Беломорскими ледовыми операциями (УБЛО). В распоряжение УБЛО, постоянно дислоцирующегося в Архангельске, входили практически все ледокольные суда северо-запада СССР. В оперативном отношении УБЛО подчинялось Беломорской военной флотилии.

Ледокольный пароход "Александр Сибиряков" с августа 1941 года находился в составе ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. На пароходе установили вооружение, в том числе два 76-мм орудия.

В августе 1942 года ледокол, под командованием старшего лейтенанта Анатолия Алексеевича Качаравы, вышел из порта Диксон, выполняя рейс на Северную Землю с оборудованием и персоналом для новой полярной станции на Северной Земле. На борту находилось 104 человека (32 из военной команды, остальные — экипаж и гражданские пассажиры).

Анатолий Алексеевич Качарава (1910-1982). Фото из открытого доступа.
Анатолий Алексеевич Качарава (1910-1982). Фото из открытого доступа.

В это время в Карское море прорвался германский тяжелый крейсер "Адмирал Шеер", который сопровождали две подводные лодки. Как позже стало известно, немцы, опираясь на разведывательную информацию союзного японского адмиралтейства, проводили секретную операцию "Вундерланд" ("Страна чудес") по поиску и уничтожению советских караванов, следующих по Северному морскому пути.

Операция "Вундерланд" немецким командованием была не случайно намечена на вторую половину августа. Именно тогда в Карском море должны были находиться советские суда: один караван формировался у Диксона для следования на восток, а второй караван транспортных кораблей с ценным грузом шел на запад из бухты Провидения.

25 августа в Карском море примерно в 10 милях от острова Белуха (архипелаг Норденшельда) "Александр Сибиряков" встретил в тумане неизвестный военный корабль. Это был тот самый крейсер, который вел поиск в рамках операции "Вундерланд".

Недалеко от места этой встречи, на полуострове Де-Колонга, в это время находилась гидрографическая партия. Личный состав партии стал невольным свидетелем боя, люди не только слышали в море артиллерийскую стрельбу, но и видели дым и вспышки выстрелов. Но подробности событий стали известными только в 1945 году.

Сначала неизвестный корабль запросил о состоянии льдов в проливе Вилькицкого и о нахождении конвоев. "Сибиряков" не ответил, отвернул и пошел к берегу. Через 20 минут корабль назвал себя: "Сисиама". Но капитан ледокола старший лейтенант Качарава уже понял, что перед ним корабль противника.

На "Адмирале Шеере" была включена аппаратура радиопомех, поднят немецкий военно-морской флаг. Крейсер потребовал прекратить радиопередачи и лечь в дрейф, затем был дан предупредительный выстрел.

Качарава принял решение вступить в бой и, несмотря на запрет рейдера, сообщил а его начале по радио Штабу операций Западного района Главсевморпути двумя радиограммами: "Началась канонада, ждите" и "Нас обстреливают". После этого работа судовой рации прервалась.

Впоследствии командование признало действия старшего лейтенанта Карачавы "мужественными и правильными". Считая бесполезными попытки уйти о более сильного противника, он приказал поставить дым-завесу и через нее "поддержать честь Родины" - атаковать вражеский корабль, одновременно принимая все меры оповещения о противнике.

В то же самое время в районе мыса Челюскин находился конвой из 13 транспортов и 2 ледоколов, следовавших с востока на запад, а в порту Диксон готовился к выходу конвой в составе 10 транспортов, в том числе английский транспорт "Хоймунд" с грузом горючего, предназначенного на обеспечение топливом отряда военных кораблей (ЭОН-18), проводившимся Северным морским путем на Запад и находившихся в это время в море Лаптевых.

Своевременное и настойчивое оповещение, произведенное с "Сибирякова", "обеспечило проведение необходимых мероприятий по предупреждению встречи конвоев с фашистским рейдером". Благодаря оповещению порт Диксон был приведен в боевую готовность.

Итак, командир "Александра Сибирякова" при поддержке экипажа решил вступить в бой. Силы были неравными: вооружение немецкого крейсера составляли восемь торпедных аппаратов и орудия, предназначенные для боя с тяжелыми броненосцами (28 орудий, в числе которых было шесть 280-мм и восемь 150-мм калибра). "Александр Сибиряков" имел на вооружении только четыре пушки (две 76-мм и две 45-мм калибра).

Первым попаданием снаряда с крейсера повредило радиостанцию (радист перешел на аварийный передатчик). Вторым снарядом накрыло корму парохода, вышли из строя кормовые пушки, вся прислуга - около 30 человек -погибла. Третий снаряд попал на носовую палубу, там вспыхнули бочки с горючим. Четвертый снаряд взорвался в котельном отделении. Пароход стоял на месте и пылал, как факел.

После очередного попадания снарядов был убит старший помощник капитана Г. П. Судаков. В результате третьего попадания тяжело ранило капитана в руку, он терял много крови. Командование принял комиссар З.А. Элимелах, и далее руководил боем, несмотря на ранение в голову. По его приказу радист А. Г. Шаршавин передал в эфир радиограмму: "Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин."

Шифровальщик уничтожил все секретные документы, в том числе и сведения о льдах Карского моря, а старший механик, как это было заранее оговорено, открыл кингстоны.

"Александра Сибирякова" можно сравнить с крейсером "Варяг": не спустив флага перед врагом, он медленно пошел на дно.

 

"Бой ледокола "Александр Сибиряков" с крейсером "Адмирал Шеер" 25 августа 1942 года". П.П. Павлинов, 1945 год. Источник Яндекс.

Погибли 79 моряков и полярников. Остальных 23 человек, в том числе и тяжелораненого капитана, подняли из воды. В плену выжили только 13, они вернулись на Родину уже после окончания Великой Отечественной войны.

Жертва "Александра Сибирякова" была не напрасной. Когда присутствие "Шеера" в Арктике стало известным, операция "Вундерланд" была обречена на провал. Задачу перехвата конвоев, следующих по Северному морскому пути и нападения на советские порты в этом регионе. "Адмирал Шеер" не выполнил.

Он потопил ледокол, но советские порты в Арктике выиграли необходимое время на подготовку к обороне, а конвои на Северном морском пути получили предупреждение. Рейдер не потопил более ни один советский корабль.

Также командир крейсера "Адмирал Шеер" без успеха попытался совершить налет на порт Диксон, уничтожение которого, а также полярных станций и авиабаз на острове, могло бы серьезно затруднить плавание транспортных судов по Северному морскому пути.

 

Наградной лист на Качарава А.А. Источник ЦАМО РФ.
Наградной лист на Качарава А.А. Источник ЦАМО РФ.

В 1945 году капитан корабля Анатолий Качарава, считавшийся погибшим, был освобожден из плена, интернирован и после проверки был награжден орденом Красного Знамени. Кроме того, награжден медалями "За оборону Советского Заполярья" и "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.".

29 апреля 1961 года наградили и весь экипаж ледокола – согласно указу Президиума Верховного Совета СССР, "За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода "А. Сибиряков" в бою с фашистским крейсером "Адмирал Шеер" в период Великой Отечественной войны».

В 1982 году затонувший пароход пытались найти силами Северного флота, но сделать это не удалось. Только в 2014 году было обнаружено точное место и сильно поврежденный корпус парохода на глубине 49 метров в заливе Миддендорфа Карского моря. Во время "Карской экспедиции 2015" на корпусе погибшего ледокольного парохода "Александр Сибиряков" водолазы установили мемориальную табличку в память о погибших моряках. Водолазы увидели пробоины по корпусу, следы пожаров, трубу, заваленную на рубку. Эти свидетельства совпали с описанием боя.

В 2018 году в Федеральном архиве ФРГ обнаружены кадры кинохроники, заснявшие захват в пленение израненных моряков "Сибирякова", история показана в документальном фильме  "Северный морской путь".

Судьба крейсера "Адмирал Шеер" была иной. Свое первое задание он получил в июле 1936 года, когда был отправлен в Испанию "для эвакуации немецких граждан, застигнутых гражданской войной".

Выполнение мирных задач не помешало 31 мая 1937 года линкору вместе с торпедными катерами германских ВМС открыть огонь по испанскому портовому городу Альмерия, под предлогом ответа на налет республиканской авиации на германский тяжелый крейсер "Дойчланд". От этого обстрела, предпринятого в нарушение международного права, погиб 21 житель города и 55 жителей получили ранения. К концу июня 1938 года на счету крейсера было уже восемь походов к испанским берегам.

В марте 1939 года вместе с остальными кораблями своего класса участвовал в захвате немцами Клайпеды.

В ходе Второй мировой войны "Адмирал Шеер" под командованием Т. Кранке стал самым успешным рейдером Кригсмарине, предпринимая походы вплоть до Индийского океана.
4 сентября 1939 года, когда он был впервые атакован британскими бомбардировщиками Королевских ВВС. В корабль попали 3 бомбы.

Немецкая подводная лодка U-251 пополняет топливо с тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» в море. Фото из открытого доступа.
Немецкая подводная лодка U-251 пополняет топливо с тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» в море. Фото из открытого доступа.

В начале июля 1942 года "Адмирал Шеер" вышел в море года для участия в перехвате конвоя PQ-17. Командовал им капитан Меендсен-Болькен. 5 июля операция надводных кораблей против PQ-17 была прервана и корабль был направлен в Карское море для перехвата конвоев и нападения на советские порты в этом регионе.

После боя с "Сибиряковым", в ночь с 26 на 27 августа "Адмирал Шеер" атаковал Диксон. Находившиеся на рейде порта Диксон суда - сторожевой корабль СКР-19 (ледокольный пароход "Дежнев") и пароход "Революционер", а также береговая 152-мм батарея открыли ответный огонь. Очевидцы с советской стороны сообщают о нескольких попаданиях и вызванном ими пожаре на борту корабля.

Крейсер обогнул остров Диксон, ведя огонь по объектам на берегу и в акватории порта. За время обстрела он выпкстил 77 снарядов главного калибра, 153 среднего и 226 снарядов зенитной артиллерии. "Дежнев" и "Революционер", получившие повреждения, позже смогли самостоятельно дойти до Дудинки для ремонта, повреждения порта вскоре были устранены.

"Адмирал Шеер" вернулся в базу 30 августа, не добившись больше никаких успехов. Неудачные действия надводного флота вызвали гнев Гитлера и смещение с поста командующего кригсмарине Редера. Но вскоре, по разным причинам, надводные операции были свернуты.

10 апреля 1945 года. Потопленный "Адмирал Шеер". Фото из открытого доступа.
10 апреля 1945 года. Потопленный "Адмирал Шеер". Фото из открытого доступа.

Осенью 1944 года "Адмирал Шеер" оказывал артиллерийскую поддержку отступающим немецким войскам. В начале 1945 года крейсер неоднократно обстреливал прибрежные позиции Красной Армии, однако из-за износа орудийных стволов в марте был вынужден стать на ремонт в Киле.

 

10 апреля 1945 года. Потопленный "Адмирал Шеер". Фото из открытого доступа.
10 апреля 1945 года. Потопленный "Адмирал Шеер". Фото из открытого доступа.

В ночь с 9 на 1110 апреля 1945 года в ходе налета более 300 самолётов британской авиации на верфи в Киле "Адмирал Шеер" был атакован. Пять сверхтяжелых бом "Толлбой" попали в цель. Корабль перевернулся и затонул в доке. По одной из версий, большая часть экипажа находилась на берегу, но 32 человека, из тех, что были на борту корабля, погибло.

После войны часть затопленного корпуса корабля была утилизирована, часть засыпана при строительстве автостоянки на месте дока.

Капитан Вильгельм Меендсен-Болькен в июле 1944 года стал командующим германским флотом. Как и капитану Качарава, попавшему в плен в 1942 году, самому Меендсен-Болькену тоже не удалось избежать плена. Хотя это было при совсем других обстоятельствах. После капитуляции третьего рейха он добровольно сдался американцам. В статусе военнопленного был недолго, 5 декабря 1946 года выпущен на свободу.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх