На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТопИстория

35 подписчиков

Последний царь и последняя война независимой Македонии

Последний царь и последняя война независимой Македонии
Римские легионеры на рисунке Шона О'Брайена

Весной 336 года до н. э. произошло событие, фатально подкосившее набиравшую силы Македонию. В столице страны городе Эги во время свадебных торжеств был убит царь Филипп II – выдающийся государственный деятель, создавший армию, которой не было равных в мире, и подчинивший Македонии всю Элладу. Случилось это накануне главного похода его жизни – против Персии, который закончился бы полным триумфом этого царя и заключением сверхвыгодного договора с Дарием.


Филипп II Македонский

Своему преемнику убитый царь оставил казну, полную золота, и целую плеяду опытных полководцев, равных которым было мало в окрестных странах. К несчастью для Македонии, наследник Филиппа – Александр, и сам был великим полководцем, но вот царем оказался никудышным. Придя к власти, он немедленно начал реализовывать безумную программу войны ради войны и завоеваний ради завоеваний. Он одержал великие победы и дошел до берегов Инда, откуда его совершенно обескровленная армия с огромными потерями едва сумела кое-как дойти до столицы Гедросии – Пуры. Согласно античным авторам, вернулись лишь около четверти солдат, отправившихся с Александром в Индийский поход. Плутарх сообщает:

«Тяжелые болезни, скверная пища, нестерпимый зной и в особенности голод погубили многих в этой бесплодной стране, населенной нищими людьми».

Возвращение армии Александра из Индии смело можно сравнивать с отступлением Наполеона от Москвы – с той разницей, что македонский царь не покинул свои войска. И, согласно Квинту Курцию, шел со своими солдатами через безводную пустыню,

«мучимый горем и стыдом, поскольку именно он был причиной стольких страданий».


Том Ловелл. Александр Великий отказывается от воды в пустыне

Картина Ловелла иллюстрирует эпизод данного перехода: когда Александру принесли шлем с водой, он вылил её в песок, сказав:

«Здесь слишком мало для всех и слишком много для одного!»

Эту фразу потом беззастенчиво «сплагиатил» в романе «Три мушкетера» А. Дюма:

«Для Атоса это слишком много, а для графа де ла Фер – слишком мало».

Помните?

Вернемся к Александру Македонскому.

В июне 323 года до н. э., процарствовав всего 13 лет, великий завоеватель неожиданно умер. Наиболее вероятной причиной смерти 33-летнего царя современные исследователи считают лихорадку западного Нила.


Умирающий Александр, работа неизвестного скульптора

Так и не успевшая сформироваться империя Александра рухнула. Довольно легко завоёванные территории делились теперь с огромным трудом и на протяжении 20 лет. Мало кому из ближайших соратников Александра удалось умереть в своей постели.

Ужасна была судьба потомков великого царя. Его законный наследник от Роксаны вместе с матерью был отравлен по приказу правившего в Македонии Кассандра, а незаконнорожденный сын Геракл (от персиянки Барсины) был убит по распоряжению Полиперхона – командира непобедимой фаланги Александра. И печальна была судьба Македонии, которая была «сбита на взлете» и так и не смогла стать великим государством и центром империи, что было вполне возможно при более разумном царе.

Огромное количество молодых и сильных пассионарных македонцев погибли в походах Александра, либо остались в чужих краях – в армиях полководцев-диадохов. Мужчины следующих поколений также массово покидали Македонию, снова оказавшуюся на задворках мировой истории. Они отправлялись в богатые государства Птолемеев или Селевкидов, где их охотно принимали на службу правящие монархи – потомки полководцев Александра Великого. Самые удачливые делали успешную карьеру, занимая высокие посты в армии или при дворе. Остальные просто получали хорошее жалованье, на которое не могли надеяться на родине.

А тем временем на западе набирало силы новое хищное государство – Римская республика. Большому полководцу Пирру, так похожему и внешностью, и повадками на своего родственника – великого Александра, не хватило сил остановить римлян в южной Италии. Теперь Рим сам пришел на Балканы. Но поначалу римляне были заняты войной против своего главного соперника в Средиземноморье – Карфагена. Отплывая из так и непокоренной им Сицилии, Пирр сказал своим спутникам:

«Какое ристалище для боев оставляем мы Карфагену и Риму!»

Он был прав: именно Сицилия и стала главным «призом» Рима по итогам первой войны между этими государствами, которая продолжалась с 264 по 241 гг. до н. э.

Первая и Вторая римско-македонские войны


Перед столкновением с Македонией Рим уже одержал победу в Первой Пунической войне. Но противоречия между этими государствами не были устранены, и в 218 году началась новая война, самая знаменитая, во время которой прославился Ганнибал. А в 215 году боевые действия против Рима начал и всё ещё грезивший о былом величии своей страны македонский царь Филипп V.


Серебряная драхма с портретом Филиппа V

Воспользовавшись затруднительным положением римлян, которые никак не могли избавиться от разгуливавшего по Италии Ганнибала, он попытался захватить Иллирию. Эта, ставшая первой, римско-македонская война продолжалась 10 лет и закончилась безрезультатно. Между тем Филипп заключил союз с государством Селевкидов, подписав договор о разделе заморских владений Египта. А в 202 году до н. э. Македония атаковала Пергамское царство.

В 200 году до н. э. новую (Вторую) Македонскую войну начал уже Рим, который поддержали греческие города Этолийского и Ахейского союзов.


Македония, Эпир, Этолийский и Ахейский союзы греческих городов

Развязка наступила весной 197 года до н. э., когда римский полководец Тит Квинкций Фламинин пришел в Фессалию с армией численностью около 33 тысяч человек. Римляне сумели привести сюда также 20 боевых слонов. У гряды скалистых холмов, похожих на собачьи головы (и потому названых Киноскефалами), римское войско встретилось с 26-тысячной македонской армией. Здесь состоялась битва, закончившаяся сокрушительным поражением македонцев.

По итогам этой войны Филипп V лишился всех территорий за пределами Македонии, передал Риму свои корабли, выплатил контрибуцию в размере 1 200 талантов, обещал сократить армию до пяти тысяч человек и обязался не объявлять войны без разрешения римского сената. В 196 году до н. э. римский полководец Тит Фламинин во время Истмийских игр торжественно объявил Грецию свободной. В результате такого «освобождения», уже в 189 году до н. э. города Этолийского союза вынуждены были подчиниться Риму.

Между тем Филипп V нашел выход из положения. Как мы помним, численность его армии не должна была превышать пяти тысяч человек. Около тысячи из этих разрешенных договором солдат были фактически инструкторами, которые обучали постоянно меняющийся контингент: каждый год набирались и обучались четыре тысячи человек, которые затем расходились по домам, заменяясь новобранцами.

Филипп V умер в 179 году до н. э. Римляне попытались поставить во главе Македонии его сына Деметрия, который долгое время жил в Риме. Однако македонцы выбрали другого сына Филиппа V – Персея. Он продолжил политику отца и скоро приобрел большую популярность и на родине, и в Греции.


Персей на македонской тетрадрахме

Третья римско-македонская война


Персей довел численность своей армии до сорока тысяч человек, вел антиримскую агитацию в греческих полисах, вступил в союз с Иллирией и Эпиром. Римский сенат вполне ожидаемо обвинил его в нарушении договоров, и весной 171 года до н. э. началась новая война.

Одним из поводов для ее объявления стало покушение в Дельфах на союзного Риму пергамского царя Эвмена, который перед этим жаловался на Персея, призывая римлян обратить внимание на его деятельность. В организации покушения обвинили македонцев, доказать их причастность так и не удалось, но война была объявлена. Римский флот, возглавляемый претором Гаем Лукрецием, блокировал побережье Македонии. А сухопутные войска консула Публия Лициния в это время высадились в эпирской области Аполлония. Греческие полисы после появления на Балканах римских легионов в лучшем случае заявляли о своем нейтралитете, но в основном переходили на сторону римлян.

Тем не менее начало войны было в целом удачным для македонцев. Вначале они одержали победу в бою у холма Каллиник близ Ларисы. Затем произошло несколько незначительных сражений, проходивших с переменным успехом. В 170 году до н. э. на сторону Персея перешли эпирские племена молоссов и хаонов. Неудачной оказалась попытка римлян прорваться в Македонию через Камбунийские горы. После этого македоняне даже вытеснили неприятельскую армию из Фессалии – и римляне отошли к ещё не знаменитому Фарсалу, где много лет спустя произойдет решающая битва между Цезарем и Помпеем.

Македонская армия нанесла поражение союзным Риму дарданам. Претор Аппий Клавдий, под командованием которого были 4 тысячи римских солдат и 8 тысяч воинов союзников, был разбит у города Ускана. Персей предложил было Риму заключить новый договор, но римляне принципиально не вступали в мирные переговоры после поражений.

В 168 году до н. э. римскую армию возглавил консул Луций Эмилий Павел, отец которого погиб в битве с Ганнибалом при Каннах. Зятем нового командующего римлян был знаменитый Сципион Африканский. Его родственник Тит Квинкций Фламинин возглавлял римские войска в сражении с македонцами при Киноскефалах. А сын Эмилия Павла – Публий Корнелий Сципион Эмилиан, во время третьей Пунической войны займет Карфаген и также получит агномен (личное прозвище) Африканский.

Но вернёмся в 168 год до н. э.

Союзный Македонии Эпир Эмилий Павел разгромил за 20 дней. И теперь римская и македонская армия готовились к решающей битве.

Битва при Пидне



Andrea del Verrocchio. Battle of Pydna

Решающее сражение той кампании и всей войны состоялось 22 июня 168 года до н. э. у города Пидна, известного тем, что в 317 году до н. э. армия Кассандра (сын знаменитого полководца и диадоха Антипатра) захватила в нем мать Александра Великого Олимпиаду, его вдову Роксану и единственного законного сына (в честь отца он был назван Александром).

Наиболее полное описание битвы у Пидны приводит в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарх. Некоторые сведения можно найти также у Ливия и Фронтина.

Современные исследователи считают, что 168 году до н. э. у Пидны встретились 30 тысяч римлян (с союзными и вассальными войсками – до 42 тысяч) и 44 тысячи македонцев.


Д. Алексинский. Римские воины при Пидне

А ещё у римлян было 22 слона, которые были получены то ли от правителя селевкидского государства Антиоха, то ли от союзных Риму нумидийцев.


Джузеппе Равва. Римляне переводят слонов через горные перевалы

За день до битвы (21 июня) произошло лунное затмение, что позволяет точно определить ее дату. В те времена к таким «знакам небес» относились более чем серьезно, и затмение испугало воинов обеих армий. Однако степень деморализации македонцев оказалась все же выше, поскольку нашлись «умники», истолковавшие это астрономическое явление в качестве предвестника скорой смерти царя. Возможно, это обстоятельство повлияло и на Персея, который на следующий день действовал нерешительно и, получив незначительное ранение, поторопился покинуть поле боя.

Неприятельские армии были разделены рекой Левкое, через которую долгое время никто не решался переправляться. Наконец реку форсировали македонцы – и сразу же выстроили фалангу.


Слева от нее встал элитный трехтысячный корпус агемы. Лёгкие пельтасты, наёмники и фракийцы расположились на правом фланге.


Angus McBride. Битва при Пидне

Перед македонцами оказалась равнина, ограниченная с одной стороны холмами, с другой – морем.

Схемы сражения при Пидне:



Около 15 часов фаланга двинулась вперёд, и ее удар оказался поистине страшным: были просто снесены передовые линии римских гастатов, а затем – и вторая линия принципов. Успешно развивалось и наступление гвардейцев агемы. Римляне медленно отступали к холму Олкор, и Эмилий Павел даже разорвал на себе тунику. Плутарх сообщает:

«Ему (Эмилию Павлу) стала понятна вся сила этого сомкнутого, грозно ощетинившегося строя; никогда в жизни не видел он ничего более страшного и потому ощутил испуг и замешательство, и нередко впоследствии вспоминал об этом зрелище и о впечатлении, которое оно оставило».

Однако дальнейшее движение фаланги по пересеченной местности привело к разрывам ее строя. Заметив это, римский полководец приказал атаковать фалангу в местах этих разрывов. В условиях ближнего боя сариссы воинов фаланги стали бесполезны, а короткие кинжалы, которыми они были вооружены, уступали римским мечам. А правофланговые отряды лёгкой пехоты македонцев и фракийцев были обращены в бегство атакой боевых слонов, что дало римлянам возможность ударить ещё и во фланг фаланги.

Отступающие к морю македонские пехотинцы были атакованы моряками подошедшего римского флота. Персей попытался переломить ситуацию, возглавив атаку конных частей. Она оказалась неудачной, царь был ранен и покинул поле боя вместе со своими гетайрами. Следом за ними бежали и прочие кавалерийские части. Оставшаяся без поддержки пехота была обречена.

Считается, что македонцы потеряли до 20 тысяч человек убитыми и около 11 тысяч ранеными. Потери римлян современные историки оценивают в тысячу человек. Персей бежал на остров Самофракия, позже он сдался в плен.


Жан-Франсу-Пьер Пейрон. Луций Эмилий Павел и Персей Македонский

Бывшего царя привезли в Рим, во время триумфа Павла Эмилия он шел за его повозкой.


К. Верне. Триумф Эмилия Павла (фрагмент)

Македонская армия перестала существовать, города открывали ворота римлянам.

Надо сказать, что часть богатств, доставшихся армии Александра во время ее Азиатского похода, оказалась в Македонии. Поздние цари были, как правило, весьма рачительными людьми. Они не разбазарили это достояние, а даже приумножили его, Македония тогда была довольно богатой страной. Награбленных Эмилием Павлом сокровищ оказалось столько, что везти их по Риму во время триумфа пришлось в течение 3-х дней, и на некоторое время была отменена подушная подать с римских граждан. Эмилий Павел получил почетный титул Македонский, в его честь в Дельфах был воздвигнут монумент.


Фрагмент фриза «Монумент Эмилия Павла» в Дельфах с изображением битвы при Пидне

А Македония была разделена на четыре «союза городов», которые должны были платить дань Риму. Любопытно, что римляне запретили заключать браки между жителями разных македонских «союзов», а также покупать в соседних округах дома и другую недвижимость. Чиновники царя Персея были переселены в Италию, попытка вернуться на родину каралась смертью. Союзная Македонии Иллирия также была разделена на три части. Но самым страшным репрессиям подвергся Эпир. До 150 тысяч эпиротов были проданы в рабство, а племя молоссов, к которому принадлежал знаменитый противник Рима Пирр, было буквально вырезано и перестало существовать.

Репрессии против союзников Персея проводились и в полисах Греции, хоть и в меньших масштабах. В качестве заложников в Рим были отправлены более тысячи эллинов разных городов. В их числе оказался известный историк Полибий, который, кстати, считал, что именно после битвы при Пидне началось всемирное владычество римлян.

Даже жалкие остатки самостоятельности Македония (вместе с Иллирией и Эпиром) потеряла после антиримского восстания – в 148 году до н. э. А в 146 году до н. э. пал и был разрушен главный соперник Римской республики – Карфаген. В тот же год утратили независимость города Ахейского союза, в том числе и Спарта.
Автор:
Рыжов В. А.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх