На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТопИстория

35 подписчиков

Триумф и трагедия Бориса Годунова

Триумф и трагедия Бориса Годунова

Борис Годунов, рисунок А. Зеленского

В этой статье мы продолжим рассказ о судьбе Бориса Годунова и начнем его с момента смерти царя Федора Иоанновича, женатого на сестре нашего героя. Первую часть этой работы вы можете прочитать здесь: Борис Годунов. Путь к власти

Процедура перехода власти к Борису Годунову была по тем временам исключительно демократичной. Стараниями регента состояние государства было вполне благополучным, и потому его избрания желали тогда и бояре, и простой народ. Осознавая свою популярность, Борис заставил всех буквально умолять себя принять царский венец. Так мог вести себя лишь человек, абсолютно уверенный в безальтернативности своей кандидатуры. Решение об избрании Бориса на царство вынес Земский собор, в составе которого оказались 83 священника разных рангов, 338 служилых людей, 21 представитель от торгового сословия, а также старосты и сотники (таковых оказалось 61).


Плещеевский список грамоты Земского собора 1598 года об избрании на царство Бориса Годунова

При этом патриарх Иов угрожал в случае отказа Годунова сложить с себя сан, запретить богослужения в церквях, а самого Бориса – отлучить от Церкви.


А. Нидерман. Борис Годунов принимает царский сан

Годунов был первым русским царем, атрибутом которого стала «держава» (а скипетр первым использовал Иван Грозный).

Внутренняя политика нового царя, по мнению исследователей, наиболее выгодна была служилым людям, дворянам, жителям городов и духовенству.

При этом Борис Годунов очень ответственно отнесся к подготовке преемника. Его единственный сын Федор – здоровый, сильный, красивый, умный и хорошо образованный молодой человек, действительно, подавал большие надежды. Ничего плохого о нем не смогли сказать даже и верноподданные историки дома Романовых. Тот же Карамзин, например, называл его «первым плодом Европейского воспитания в России». Федор Борисович Годунов имел все шансы стать идеальным царем.


Н. Ф. Некрасов. «Борис Годунов наблюдает за учением сына-географа»


Карта России, созданная на основе чертежа царевича Фёдора Годунова, издана в Амстердаме, 1614 год. Без изменений издавалась до 1655 года

Более того, хорошее образование получила и дочь Бориса Годунова – Ксения.


Покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского: вклад царя Бориса Годунова «от усердия и трудов дочери его царевны Ксении Борисовны в 1601 году»

Эта несчастная девушка была завидной невестой, и ее кандидатура в качестве невесты всерьез рассматривалась при дворе многих владетельных европейских семей. Устройству ее брака мешала лишь принципиальная позиция Бориса Годунова, который требовал, чтобы жених принял православие и переехал в Россию. Таковой, наконец, нашелся: герцог Иоанн (Ганс) Шлезвиг-Гольштейнский, брат датского короля Христиана IV, который, по словам Исаака Массы, был молод, умён, красив и всем на Руси очень понравился.


Грибков С. «Борис Годунов показывает своей дочери Ксении портрет жениха – принца датского герцога Иоанна». 1876 г.

Герцог прибыл в Москву, где стал усердно изучать русский язык и обычаи страны, но неожиданно умер 29 октября 1602 года.

Малый ледниковый период


Так называемое «глобальное потепление» является одной из главных «страшилок» нашего времени. Шарлатаны и аферисты уверяют обывателей, в частности, и в том, что таяние гренландских льдов приведет планету к катастрофе, остановке Гольфстрима и полному затоплению ряда приморских городов. Однако не является секретом, что еще относительно недавно (по историческим меркам) никаких льдов в Гренландии не было. Название этого острова буквально означает «Зелёная страна», и Эйрик Рыжий, открывший этот остров в 982 году, никого не обманывал, рассказывая о мягком климате и цветущих лугах.

Норманнские поселенцы, основавшие первую колонию в Гренландии в 986 году, не были разочарованы и никаких претензий к Эйрику не высказывали. А время было суровое – эпоха викингов, как-никак. И претензии, высказываемые норманнами, в те времена обычно заканчивались летальным исходом. Но у поселений скандинавов в Гренландии паслись стада коров и вызревал ячмень.

И при этом в Европе уже существовали и находились на тех же местах, что и сейчас, Лондон, Амстердам, Венеция и прочие города, якобы обречённые на затопление. Данный период вообще был одним из самых благоприятных в истории человечества. Виноград выращивали даже на севере Шотландии, а в Англии климат был близок к субтропическому. Виноградные лозы обнаружили норманны и на острове Ньюфаундленд. Сейчас виноград там не растет – в том числе и поэтому в течение долгого времени историки не верили сообщениям саг о плаваниях скандинавов в Америку.

Проблемы у человечества начались именно с началом так называемого Малого ледникового периода. В 1230 году из-за холодной дождливой погоды урожай был экстремально низким во всей Европе. Русские летописи сообщают, что дождь в том году без остановки шел на протяжении 4-х месяцев («от дня Благовещения до Ильина дня»):

«Наступил холод, и были морозы сильные; и помёрзли все хлеба... был мор у людей от голода большой, так что не могли погребать их».

Неурожайными оказались и следующие годы, а в некоторых странах голод сохранялся на протяжении 17 лет. В результате накануне монгольского нашествия население русских княжеств значительно уменьшилось (некоторые исследователи полагают, что за полвека убыль населения составила 15 %).

В 1312–1315 гг. погибли виноградники в Шотландии и Северной Германии, а фруктовые сады вымерзли в Англии, Шотландии, Германии и Франции. В Италии выпадал снег, устойчивый снежный покров впервые с IX века сформировался в 1313 году в Англии и в 1314 году во Франции.

Последний корабль из Норвегии смог пройти к Гренландии в 1367 году, далее началась агония скандинавских поселений – и в Гренландии, и в Америке. Именно тогда и стали формироваться на острове Гренландия ледники и зоны вечной мерзлоты. Закончилось все гибелью потомков норманнских колонистов. Дальше ситуация только усугублялась. В России, например, на протяжении XVI столетия цены на зерно выросли в 8 раз.

Полагают, что именно в то время в Северной Европе появились знакомые всем сказки о детях, оставленных родителями в лесу. Этот сюжет использовали потом братья Гримм в сказке «Гензель и Гретель», Шарль Перро – в сказке «Мальчик-с-пальчик». Похожую ситуацию мы видим и в русской народной сказке «Морозко».

Потом климатические условия в Европе несколько улучшились, что связывают с циклом повышенной солнечной активности. Однако с 1560 года началось новое похолодание. Голодными на Руси были уже 1570-е годы. Ситуация усугубилось после извержения вулкана Уайнапутина (19 февраля 1600 года, Перу). Огромное количество пепла, оказавшегося в атмосфере, и стало причиной так называемого Великого голода на Руси в 1601–1603 гг.

Великий голод


Француз Жак Маржерет – наемник, служивший в армии Бориса Годунова и Лжедмитрия I, писал о том времени:

«Был столь великий голод, что, не считая тех, кто умер в других городах России, в Москве умерли от голода более ста двадцати тысяч человек».


Голод при царе Борисе. Литография С. Иванова с рисунка Чорикова

Однако «подушка безопасности» в России все же была. Катастрофа произошла во многом из-за жадности и эгоизма высших слоев общества, попытавшихся нажиться на этой беде. Голландец Исаак Масса утверждает:

«Запасов хлеба в стране было больше, чем могли бы его съесть все жители в четыре года... У знатных господ, а также в монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его».

И вот здесь Борис Годунов совершил трагическую ошибку. Не желая ссориться с боярами и церковными иерархами, он:

«Не повелел самым строжайшим образом, чтобы каждый продавал свой хлеб».

Вместо этого царь, по утверждению того же Массы:

«От доброго усердия повелевал раздавать милостыню во многих местах города Москвы, но это не помогало, а стало еще хуже, чем до того, когда ничего не раздавали: ибо для того, чтобы получить малую толику денег, все крестьяне и поселяне вместе с женами и детьми устремились в Москву... усугубляя нужду в городе и погибая ... сверх того приказные, назначенные для раздачи милостыни, были воры, каковыми все они по большей части бывают в этой стране... они посылали своих племянников, племянниц и других родственников в те дома, где раздавали милостыню, в разодранных платьях, словно они были нищи и наги, и раздавали им деньги, а также своим потаскухам, плутам и лизоблюдам, которые также приходили, как нищие».

Но Конрад Буссов в «Московской хронике» утверждает, что Годунов:

«Снарядил розыск по всей стране, не найдется ли запасов хлеба, и тогда обнаружили несказанно много скирд зерна в 100 и больше сажень длиною, которые 50 или больше лет простояли не вымолоченные в полях... Царь приказал вымолотить и отвезти это зерно в Москву и во всякие другие города. Он приказал также во всех городах открыть царские житницы и ежедневно продавать тысячи кадей за полцены. Всем вдовам и сиротам из тех, кто сильно бедствовал, но стыдился просить, и, прежде всего немецкой национальности, царь послал безвозмездно в дом по несколько кадей муки, чтобы они не голодали. Он воззвал также к князьям, боярам и монастырям, чтобы они приняли близко к сердцу народное бедствие, выставили свои запасы зерна и продали их несколько дешевле, чем тогда запрашивали».

Однако:

«Дьявол жадности... так оседлал богатых московитских барышников, что они стали незаметно скупать через бедняков хлеб у царя... а потом перепродавать его бедноте много дороже».

При этом в южных областях государства урожай в эти годы был неплохим. Это привело к наплыву беженцев, которые перебирались сюда с семьями. Другие бежали поодиночке, пополняя число казаков. И те, и другие потом поддержали Лжедмитрия, который с небольшой армией появился на территории России в октябре 1604 года.

«К несчастью самозванец, откуда ни возьмись»



Лукас Килиан (баварский рисовальщик и гравер). Портрет Дмитрия Самозванца, 1606 г., Государственный Русский музей

О погибшем в Угличе царевиче Дмитрии все, казалось, забыли – на целых семь лет. А потом вдруг распространились слухи о его чудесном спасении. И Борис Годунов, похоже, считал, что к их появлению Романовы. По его приказу были отправлены в ссылку пять сыновей Никиты Романова (двоюродные братья царя Федора). Старший из них (будущий патриарх, отец Михаила) был пострижен в монахи Антонова-Сийской обители. Поначалу он выглядел подавленным, но потом его настроение изменилось. В Москву доносили, что «старец Филарет» ведёт себя гордо, заявляя другим монахам, что «скоро они увидят, каков он будет». А в Польше в это время появился человек, называющий себя спасшимся царевичем Дмитрием. Поверили ему не все, и не сразу. Игумен Киево-Печерскоого монастыря, например, сразу выставил его за дверь. Не впечатлён был рассказом авантюриста и магнат Острогожский. Прямо назвал его самозванцем гетман Замойский. Первым поверил ему (а, может быть, сделал вид, что поверил) Адам (либо, по другой версии – Константин) Вишневецкий.

В Москве провели свое расследование, по итогам которого заявили, что за Дмитрия выдает себя Юшка (Григорий) Богданов, сын Отрепьев. С юных лет он служил Михаилу Романову, после опалы которого, в возрасте в 14 лет, был пострижен в монахи и сделал неплохую карьеру, дослужившись до «крестового дьяка».

Накануне опалы Романовых Отрепьев вдруг стал рассказывать всем, что скоро станет царем. Годунов, похоже, к этим дерзким и глупым речам всерьез тогда не отнёсся: всего лишь приказал отправить наглеца в Кириллов монастырь. Но, по халатности (или – умышленно?) его приказание не было исполнено (что просто удивительно). Начинающий самозванец, предупрежденный дьяком Щелкаловым, получил возможность бежать в Польшу. Но был ли объявившийся там авантюрист именно Отрепьевым?

Монах Варлаам, который ушел в Литву вместе с Отрепьевым и вернулся в Москву при Василии Шуйском, утверждал, что в Самборе по приказу самозванца был казнен некий московский дворянин, будто бы, узнавший беглеца.

Но многие отмечают, что первый Лжедмитрий очень плохо знал российские традиции и обычаи, и это потом просто бросалось в глаза москвичам, среди которых утвердилось мнение, что «поляки испортили царя». Зато он прекрасно ездил верхом, хорошо танцевал, неплохо стрелял и владел саблей, чего трудно было бы ожидать от монаха.


Портрет Лжедмитрия I из Государственного Исторического музея, Москва

А таким мы видим этого человека на рисунке П. Иоде, подписанном «Действительный портрет Великого Князя Московии, убитого своими же подданными 18 мая 1606 года» (Амстердам).


Единой точки зрения на личность первого самозванца нет, но с уверенностью можно утверждать, что спасшимся царевичем он точно не был. Мы ведь помним, что настоящий Дмитрий страдал тяжёлой формой эпилепсии. Самозванец в этом плане был абсолютно здоров и, кажется, не знал о болезни царевича. Эпилепсии у него не было, и он даже не пытался эту болезнь симулировать.

Конрад Буссов утверждал, что Лжедмитрий I был внебрачным сыном польского короля Стефана Батория, ближайшим помощником и сотрудником которого стал тот самый Отрепьев. Любопытно что во время пребывания в Путивле Лжедмитрий I, действительно, держал при себе какого-то монаха, называя его Отрепьевым. Но делал он это явно в ответ на московские обвинения – в целях контрпропаганды.

Швед Юхан Видекинд, автор «Истории десятилетней шведо-московитской войны», называл самозванца беглым монахом то ли итальянского, то ли валашского, то ли еврейского происхождения.

При этом самозаанец вел себя так, словно был абсолютно уверен в своем царском происхождении. И потому некоторые исследователи осторожно полагают, что первый Лжедмитрий мог быть орудием Романовых, которые использовали его вслепую, уверив молодого честолюбца в том, что он и в самом деле является спасшимся царевичем. И, что ни говори, очень подозрительно выглядит изданный в середине XIX века императорский указ, воспрещавший любое исследование причин гибели царевича Димитрия. Неужели даже тогда Романовы все ещё боялись, что будут обнаружены документы, доказывающие невиновность «узурпировавшего трон» Бориса Годунова и бросающие тень на их династию?

Печальная судьба Годуновых


Поход Лжедмитрия I на Москву многократно описан в самых разных источниках. Жак Маржерет утверждает, что на начальном этапе этой войны у того было порядка 4-х тысяч человек, в то время как войско Годунова насчитывало от 40 до 50 тысяч солдат. Но при этом парадоксальным образом выяснилось, что у царя «не было рук, чтобы биться»: мотивация его армии оказалась чрезвычайно низкой, а переполненные беженцами южные города один за другим без боя открывали ворота перед самозванцем. Судьба этой кампании оставалась неопределенной вплоть до внезапной смерти царя Бориса. Его молодой и неопытный сын не пользовался авторитетом в боярской среде. Верность ему сохранил лишь патриарх Иов, за что был арестован прямо во время богослужения в Успенском соборе Кремля.

Роковой для Федора Борисовича стала измена опытного полководца Петра Басманова – любимца его отца, на которого молодой царь возлагал особые надежды в войне против самозванца. В результате, вступив на трон 13 (23) апреля 1605 года, 1 (11) июня он был свергнут с престола. И уже через 10 дней Федор и его мать были задушены по приказу Лжедмитрия (накануне его вступления в Москву).


П. Е. Коверзнев «Последние минуты семьи Годуновых»

Печальна была судьба и Ксении Годуновой, которая, по сообщению ряда источников, на протяжении 5 месяцев была наложницей самозванца и пострижена в монахини лишь накануне его венчания с Мариной Мнишек.


Н. В. Неврев «Ксения Борисовна Годунова, приведённая к самозванцу»

Она находилась в Троице-Сергиевой лавре во время 16-месячной осады ее поляками. Позже в Новодевичьем монастыре была «донага ограблена» казаками Заруцкого. Умерла в возрасте 40 лет в 1622 году то ли в суздальском Покровском монастыре, то ли во владимирском Княгинином.

В настоящее время останки царской семьи Годуновых находятся в семейной усыпальнице на территории Троице-Сергиевой лавры.


Усыпальница Годуновых, Троице-Сергиева лавра

Сюда их перевезли то ли осенью 1606, то ли в феврале 1607 года. И, похоже, что в Москве к преданным Годуновым относились уже совсем по-другому. Конрад Буссов сообщает:

«Тело Бориса несли 20 монахов, его сына Федора Борисовича – 20 бояр, жены Бориса – также 20 бояр, а за этими тремя телами шли пешком до самых Троицких ворот все монахи, монашки, попы, князья и бояре».
Автор:
Рыжов В. А.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх