На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТопИстория

35 подписчиков

Пёрл-Харбор. «День позора» США и первый шаг к поражению Японии

Кадр из фильма «Тора, Тора, Тора», 1970 г.
Сегодня мы продолжим рассказ, начатый в статье Пёрл-Харбор. Роковая победа Японии. Поговорим о состоянии американского Тихоокеанского флота и о знаменитой атаке японской эскадры «Кидо Бутай» на военно-морскую базу Пёрл-Харбор.

Странные действия американцев


Тихоокеанский флот США был создан в 1919 году. Традиционно он базировался в Калифорнии и лишь периодически выдвигался к Гавайским островам, где его базой была гавань Пёрл-Харбор на острове Оаху.


Пёрл-Харбор, вид сверху, фото 1986 г.

Дело в том, что, помимо безусловной выгоды такого расположения, имелись и минусы, связанные с большей уязвимостью кораблей. Во время маневров 1932 года, выступавший в роли командующего флотом условного противника адмирал Г. Ярнелл, используя лишь два авианосца, на которых размещались 152 самолета, успешно «атаковал» аэродромы близ Пёрл-Харбора. Американских военных экспертов это не смутило. Выводы, сделанные ими, поражают своей парадоксальностью:

«Сомнительно нанесение сильного удара с воздуха по Оаху перед лицом сильной авиации, защищающей остров. Авианосцы будут поражены, а нападающие самолеты понесут большие потери.»

Японцы оценили итоги американских маневров более адекватно:

«В случае базирования главных сил американского флота в Пёрл-Харборе военные действия надлежит открыть внезапными ударами с воздуха.»

Новые учения армии и флота США состоялись в 1937 году. И снова 400 «вражеских» самолетов «уничтожили» аэродромы на Оаху, после чего условному противнику удалось высадить десантные войска, «захватившие» остров. Потери нападавших были оценены в один линейный корабль.

Однако по причине нарастания напряжённости в отношениях с Японией (о чём было рассказано в предыдущей статье) 7 мая 1940 г. всё же было принято решение разместить корабли Тихоокеанского флота в Пёрл-Харборе.

В октябре 1940 г. командующий Тихоокеанским флотом США Дж. Ричардсон на встрече с Рузвельтом доложил об опасности для размещённых в Пёрл-Харборе кораблей. Президент к его мнению не прислушался, и в конце беседы адмирал заявил:

«Высшие офицеры флота не доверяют гражданскому руководству нашей страны, а без этого нельзя успешно вести войну на Тихом океане.»

В результате 12 января 1941 г. Ричардсон был снят со своего поста, и военно-морской министр Ф. Нокс прямо сказал ему:

«Во время беседы Вы обидели президента.»

Рузвельт и его окружение не верили в то, что Япония решится начать войну, и пребывание кораблей Тихоокеанского флота в Пёрл-Харборе скорее носило демонстративный характер. Главное внимание по-прежнему уделялось европейскому театру боевой деятельности. С 21 апреля 1941 г. Тихоокеанский флот покинули и ушли в Атлантику авианосец «Йоркстаун», линейные корабли «Миссисипи», «Айдахо» и «Нью-Мексико», 4 легких крейсера, 17 эсминцев, 10 вспомогательных судов, 3 танкера и 3 транспорта. И, накануне японской атаки на Пёрл-Харбор, сопровождаемые крейсерами и эсминцами, к островам Мидуэй и Уэйк ушли два последних авианосца Тихоокеанского флота – «Энтерпрайз» и «Лексингтон». Таким образом, 7 декабря 1941 г. в гавани Пёрл-Харбор находились 96 американских боевых кораблей, в том числе 8 линкоров. На аэродромах острова Оаху базировались 227 военных самолетов.

С 3 июня 1941 г. на Гавайях были развернуты радиолокационные станции. Однако работали они почему-то лишь несколько часов в день. По будням они включались только с 4 часов ночи до 11 часов утра, а по воскресеньям и в праздники (в том числе и 7 декабря) – с 4.00 до 7.00.

Заменивший Ричардсона Х. Киммель, бывший командир эскадры крейсеров, с удивлением узнал, что в случае нападения флот должен оборонять свои корабли, а защита базы Пёрл-Харбор поручена армейскому генералу У. Шорту. Силы гарнизона были весьма значительными: 2490 офицеров и 40 469 солдат, 82 трехдюймовых зенитных орудия, 20 37-миллиметровых орудий, 109 крупнокалиберных пулеметов. Однако отсутствие единого командования не позволяло организовать эффективную оборону базы. Но Киммель помнил, чем закончился спор Ричардсона с Рузвельтом, и потому предпочёл не раздражать начальство.

Пёрл-Харбор. «День позора» США и первый шаг к поражению Японии
Адмирал Х. Киммель

Недостаточно было и самолетов для патрулирования окрестностей острова Оаху: требовалось минимум 250 «летающих лодок» «Каталина», а в распоряжении Киммеля оказалось всего 81 таких самолетов.


«Летающая лодка» PBY-5A «Catalina» – морской патрульный бомбардировщик

Дело в том, что к острову Оаху противник мог подойти с любой из четырёх сторон. Северное направление, с которого последовал удар, не казалось очевидным, поскольку ближайшие японские владения находились к западу и югу от Гавайских островов. Именно здесь и велось наиболее интенсивное воздушное наблюдение. Северной части акватории в связи с нехваткой самолетов было уделено гораздо меньшее внимание.

«Кидо Бутай» выходит в море


В ночь на 18 ноября 1941 г. японские подводные лодки отправились к Гавайским островам. В их числе были 5 субмарин-носителей сверхмалых подводных лодок, которые должны были незаметно проникнуть в гавань Пёрл-Харбор. Корабли основной ударной группы к 25 ноября собрались в заливе Танкану острова Итуруп. Командовал эскадрой вице-адмирал Тюити Нагумо.


Вице-адмирал Тюити Нагумо

Последним сюда подошёл авианосец «Кага», который в Нагасаки принял на борт модернизированные торпеды концерна «Мицубиси». Секретность была так высока, что и управляющий отделением «Мицубиси» в Нагасаки, и капитан корабля полагали, что торпеды предназначены для атаки кораблей в гавани Владивостока. В составе «Кидо Бутай» оказались 6 авианосцев, 2 новейших линкора, 3 подводные лодки, несколько крейсеров, группа эсминцев, танкеры и вспомогательные суда. По воспоминаниям участников этого похода, боевой дух у экипажей кораблей был чрезвычайно высоким. Что касается пилотов авианосцев, то Футида утверждал: большинство из них были уверены, что погибнут в бою, и боялись только, «что атака окажется неудачной и им придётся неудачниками возвращаться в Японию».

Утром 26 ноября японские корабли вышли в море и направились к Гавайским островам.

6 декабря 1941 г. около 11.30 на мачте выполнявшего роль флагмана авианосца «Акаги» был поднят флаг, который нёс на себе флагманский броненосец адмирала Того («Микаса») в Цусимском сражении. Теперь отступление «Кидо Бутай» стало невозможным: атаковать Пёрл-Харбор следовало при любых обстоятельствах, даже в случае утраты фактора внезапности.

7 декабря 1941 года: удар по Пёрл-Харбору


В 6.00 7 декабря истребители «Зеро» взлетели с бортов японских авианосцев. Один из них упал в море. За истребителями подниматься стали бомбардировщики и торпедоносцы. Первую «волну» возглавил сам Футида, который в 6.20 на своём самолете (бомбардировщик) повёл на Пёрл-Харбор 40 торпедоносцев, 51 пикирующий бомбардировщик, 49 бомбардировщиков и 43 истребителя (всего 183 самолета). Вторая «волна» японских самолетов стартовала в 7.15. Капитан 3-го ранга Симазаки вёл 78 пикирующих бомбардировщиков, 54 бомбардировщика и 36 истребителей. Для отражения возможной контратаки, на авианосцах остались 39 истребителей «Зеро».

7 декабря 1941 г. пришёлся на воскресенье, и потому радиолокационные станции Оаху должны были работать лишь три часа – с 4.00 до 7.00. Однако служащие одной из станций решили потренироваться и сразу же – в 7 часов 2 минуты, на расстоянии 136 миль от острова ими была обнаружена большая группа самолетов. В 7.15 сведения о них были переданы в информационный центр. Молодой лейтенант Тайлер, дежуривший в тот день, был заранее извещён о прибытии из Сан-Франциско 12 американских бомбардировщиков «Б-17». Решив, что речь идёт о данной эскадрилье, он не предпринял никаких мер. Калифорнийские бомбардировщики действительно прилетели в Пёрл-Харбор – около 8.00. Они были сразу же атакованы японскими истребителями, но сумели приземлиться – хоть и с повреждениями. Прилетели на остров Оаху в тот день и 15 торпедоносцев американского авианосца «Энтерпрайз». Эти были атакованы не только вражескими истребителями, но и собственными зенитчиками. Совместными усилиями они сбили 5 самолетов из 19. Но не будем забегать вперёд.

Было 7.35, когда Футида «поймал волну» местной радиостанции и услышал прогноз погоды в районе цели:

«Разорванная облачность... главным образом над горами... высота 1500 метров, видимость хорошая.»

Это помогло ему оптимально выстроить самолеты для атаки на Пёрл-Харбор.


Японский бомбардировщик над Пёрл-Харбором, 7 декабря 1941 г.

Согласно довольно распространённой легенде, атака началась после того, как Футида передал кодовый сигнал «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр»). На самом деле сигналом к атаке в условиях сохранённой внезапности нападения была чёрная ракета, которая была выпущена в 7.49 – и вниз устремились самолеты-торпедоносцы. Однако истребители не заметили её. Футиде пришлось повторить сигнал и вторую подряд чёрную ракету пилоты бомбардировщиков расценили как извещение об утрате внезапности. Теперь следовало атаковать, не обращая внимания на очерёдность: вместо того чтобы нанести удар, уже оценив результаты действий торпедоносцев, бомбардировщики устремились в атаку практически одновременно с ними.

Первые бомбы упали на палубы американских кораблей в 7 часов 55 минут – на многих из них в это время начиналась церемония подъёма флага.


Удар по Пёрл-Харбору, кадр из японского фильма 2001 г.

Вспоминая тот день, один из американских штабных офицеров, находившийся на командном пункте, писал:

«Паники не было, царил упорядоченный ужас.»

Ужас действительно присутствовал, но вот насчёт его упорядоченности американец явно приврал. Зенитный огонь был настолько плохо организован, что на Гонолулу упало 39 американских снарядов, ущерб городу позже был оценён в 500 тысяч долларов (гораздо более полновесных, чем сейчас), погибли 65 (по другим данным – 68) мирных жителей, 35 были ранены.

На многих кораблях не нашли ключи от дверей в боевые погреба – их пришлось взламывать. Некоторые корабельные зенитные расчёты стреляли по самолетам противника учебными снарядами.

Поражённый торпедой линкор «Оклахома» перевернулся через 8 минут, унеся с собой на дно около 400 моряков. Другой линкор – «Аризона», затонул после прямого попадания бомбы в носовые боевые погреба. Практически мгновенно погибли 1102 человека. Загоревшемуся линкору «Западная Вирджиния» повезло больше: он сел на дно на ровном киле. Линкор «Калифорния» затонул прямо у пирса.

Старый линкор «Юта», который использовался во время учений в качестве мишени, из-за своего необычного вида был принят японскими летчиками за авианосец. Получив множество ударов, перевернулся.

Линкор «Невада», единственный из восьми, попытался выйти из гавани, но командование испугалось, что корабль будет потоплен на фарватере, перекрыв выход в море. Поэтому экипажу было приказано посадить линкор на мель.


Горящие американские линкоры, 7 декабря 1941 г.

Всего за утро 7 декабря японская авиация потопила пять линкоров из 8 и серьёзно повредила остальные.


Американский линкор заваливается на бок, 7 декабря 1941 г.

Подверглись атакам и другие американские корабли. Два эсминца затонули, три других – были серьёзно повреждены. Три легких крейсера получили серьёзные повреждения, но остались на плаву. Пострадали и четыре вспомогательных судна. А подводные лодки никакого урона американцам нанести не смогли. Одна большая подводная лодка была обнаружена американцами и потоплена у входа в гавань Пёрл-Харбор. Уничтожены были также две сверхмалые субмарины, ещё две – пропали без вести, одна села на рифовую отмель. Один их членов её экипажа сумел доплыть до берега, где попал в плен.

Помимо кораблей Тихоокеанского флота США, другой важной целью японцев были аэродромы и расположенные на них самолеты. Всего в тот день были уничтожены 188 самолетов, повреждены – 128.


Аэродром на базе ВМС США на острове Форд, 7 декабря 1941 г.

В воздух подняться удалось 10 американским самолетам, пилоты которых сбили 11 вражеских машин. Семь из них на счету лейтенантов Дж. Уэлча и Кена Тайлора. Всего же японцы потеряли 29 самолетов (9 в первой волне и 20 во второй). 74 японских самолета, получив повреждение, смогли вернуться на авианосцы.

Один японский самолет совершил вынужденную посадку на небольшом гавайском островке Ниихау. Пилот поначалу сдался в плен, но уже 12 декабря он с помощью жившего здесь японца... захватил власть на острове. Однако на следующий день был убит, а его местный союзник застрелился.

Последние японские самолеты отправились к своим кораблям в 9.45. Лишь бомбардировщик Футиды ещё полчаса находился в небе над Пёрл-Харбором: командир оценивал масштабы повреждений и ущерба, нанесённого противнику. Противовоздушная оборона американцев была полностью подавлена: одинокий японский самолет никто даже и не пытался атаковать.

Затем Футида направился к месту сбора отставших истребителей, которые, не имея радиопередатчиков, возвратиться могли, только следуя за другими самолетами. Обнаружив здесь два самолета, он благополучно привёл их к авианосцам.

Японские самолеты спешно заправлялись, пилоты на боевом кураже рвались уничтожить оставшиеся на плаву корабли и береговую инфраструктуру. Гэнда пытался убедить командующего в необходимости нанесения ударов по нефтехранилищам, докам и мастерским, предлагал найти и уничтожить американские авианосцы противника. Между тем в береговых ёмкостях хранились тогда запасы топлива, сравнимые со всеми резервами Японии. Всё было тщетно. Адмирал Нагумо отдал приказ об отходе к Японии, чего Гэнда и Футида так никогда и не простили ему.

Ужас на острове Оаху


Неразбериха и хаос на базе Пёрл-Харбор, в Гонолулу и на всём острове продолжалась и после отхода японского флота. Появились слухи о том, что проживающие на острове японцы вот-вот поднимут восстание. То из одного, то из другого населённого пункта приходили сообщения о высадке японских десантов, и на побережье срочно рылись окопы. Подразделения 27-го и 98-го американских полков вступили в бой, с обеих сторон были раненые. Два моряка линкора «Юта», сумевшие доплыть до берега, были расстреляны, не успев ступить на землю. Сумевший подняться в воздух американский бомбардировщик атаковал в море американский же крейсер «Портленд», однако поразить его пилоту не удалось.

Наконец, к Пёрл-Харбору, исчерпав запасы топлива, подлетели 6 истребителей, отправленные с авианосца «Энтерпрайз» на поиск вражеских кораблей. Экипажи уцелевших судов и зенитчики береговых батарей были предупреждены о том, что к Пёрл-Харбору приближаются американские самолеты. В результате по ним открыли шквальный огонь: пять истребителей из шести были сбиты, один из трёх выпрыгнувших с парашютом пилотов застрелен в воде.

Появился слух, что японцы отравили воду у аэродрома Эва – и многие действительно почувствовали симптомы отравления, некоторых пришлось отправить в госпиталь.

Итоги японского удара по Пёрл-Харбору


23 декабря 1941 г. эскадра «Кидо Бутай» благополучно вернулась на базу острова Хасира. Не было потеряно ни одного надводного корабля, потери в самолетах были просто несравнимы с американскими. То же можно сказать и о потерях в людях. Япония потеряла 55 пилотов и 9 человек из экипажей сверхмалых подводных лодок. Несколько десятков человек погибли на большой подводной лодке. А вот каковы людские потери американской стороны:

Во флоте были убиты 2108 человек и ранены 710;
Армия потеряла 218 солдат и офицеров убитыми, 364 ранеными;
Потери морской пехоты – 109 убитых и 69 раненых;
Также были убиты 65 гражданских лиц, 35 получили ранения (большая часть из них, как уже указывалось, пострадали от огня американской зенитной артиллерии);
Всего убитых оказалось 2403, раненых – 1178.

Успех похода «Кидо Бутай» был ошеломительным, но далеко не полным. Адмирал Нагумо фактически упустил возможность надолго изгнать американский флот из Тихого океана. Его командующий адмирал Киммель признал в 1946 г., что после уничтожения наземных нефтехранилищ американские корабли вынуждены были бы отойти на старые базы в Калифорнии.

Американский историк Г. Прандж писал:

«Не воспользовавшись шоком, замешательством и смятением на Оаху, не использовав полностью преимуществ внезапного нападения... не превратив в пыль базу Пёрл-Харбор, не уничтожив громадные запасы нефти, не разыскав и не пустив на дно американские авианосцы, Япония совершила первую и, вероятно, самую большую стратегическую ошибку во всей войне на Тихом океане.»

Известие о катастрофе в Пёрл-Харборе буквально повергло в шок всё американское общество. Уже через 10 дней, 17 декабря 1941 г., были отправлены в отставку адмирал Киммель и генерал Шорт, командующий гарнизоном острова Оаху. Но это было только начало. 19 февраля 1942 г. Рузвельт издал указ, согласно которому около 112 тысяч граждан США японского происхождения были помещены в самые настоящие концентрационные лагеря. Японцами многие из них были сомнительными, ведь, по предложению главного идеолога этой акции К. Бендетсена, таковыми считались люди, имевшие 1/16 долю японской крови. В нацистской Германии, кстати, евреями признавали тех, кто имел 1/8 долю иудейской крови. Освобождены эти люди были лишь после окончания войны. В сентябре 1987 г. им удалось добиться от американских властей выплаты не слишком большой компенсации в 20 тысяч долларов – «за утраченную собственность и свободу».

Корабли и люди


Какова же была судьба японских и американских кораблей, принимавших участие в событиях 7 октября 1941 года? Авианосцы «Акаги», «Кага», «Хирю» и «Сорю» скоро погибнут в сражении у атолла Мидуэй (4 и 5 июня 1942 г.). Авианосец «Сёкаку» будет потоплен американской подводной лодкой «Кавелла» во время сражения у Марианских островов (19 августа 1944 г.). Последний японский авианосец – «Дзуйкаку», будет уничтожен ударами американских бомбардировщиков у мыса Энганьо (25 октября 1944 г.).


Японский авианосец «Дзуйкаку»

А вот большинство американских кораблей, ставших жертвами ударов 7 декабря 1941 г., благодаря мелководности гавани Пёрл-Харбор, удалось поднять с морского дна, отремонтировать и ввести в строй – кроме линкоров «Аризона» и «Оклахома», корабля-мишени «Юта», эсминцев «Кессин» и «Даунс». Линкор «Аризона» до сих пор лежит на дне гавани, над ним сооружён мемориал памяти о событиях 7 декабря 1941 года. Помимо этого мемориала, музейный комплекс в Пёрл-Харборе включает в себя линкор «Миссури» (на его борту был подписан Акт о капитуляции Японии), подводную лодку «Боуфин» и Тихоокеанский авиационный музей.


Мемориал линкора «Аризона»


Линкор «Миссури»


Тихоокеанский авиационный музей

Автор замысла дерзкой операции по атаке на Пёрл-Харбор – адмирал Исороку Ямамото, погиб в 1943 г. – его самолёт был сбит американскими истребителями во время инспекционного полета на Соломоновы острова. Вице-адмирал Тюити Нагумо, командир счастливой эскадры «Кидо Бутай», в июне 1942 г. возглавлял японский флот во время трагического сражения у атолла Мидуэй, в котором погибли 4 из 6 японских авианосцев. Через 2 года во главе Центрального Тихоокеанского флота он пытался оборонять от превосходящих сил американцев Марианские острова и 6 июля 1944 г. застрелился на острове Сайпан. Мицуо Футида, возглавивший атаку Первого Воздушного флота на американские корабли, остался в живых, после войны он ушёл из армии и стал священником. А вот Минору Гэнда военную службу продолжил и даже одно время занимал пост командующего военно-воздушными силами Японии. В отставку он ушёл в возрасте 57 лет, получив при этом американский орден «За заслуги».
Автор:
Рыжов В. А.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх