На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТопИстория

35 подписчиков

Волжские пароходы: на извозе и в боях на Гражданской

Волжские пароходы: на извозе и в боях на Гражданской

Пароход «Мефодий», который использовался Чехословацким легионом во время похода на Казань. Вооружен был двумя орудиями, установленными на надстроенной носовой палубе. Какое вооружение нес на задней палубе – неизвестно.

Ах, что такое движется там по реке,
Белым дымом играет и блещет
Металлом на солнце.
Ах, не солгали предчувствия мне,
Да, мне глаза не солгали.
Лебедем белым скользя по волне,
Плавно навстречу идёт пароход.

Автор текста: Виктор Драгунский

Военно-техническое творчество. Спецоперация на Украине, равно как и военные действия последних лет, выявили распространение такого интересного явления, как «военно-техническое творчество».

Конечно, люди сталкивались с ним и раньше, но, скажем так, в годы той же Великой Отечественной войны оно носило более, мягко говоря, теоретический характер. Зато сейчас чего только мы не наблюдаем. Бомбометы из труб, смонтированные на бульдозерном отвале, ракеты из водопроводных труб на топливе из сахара и калиевой селитры, квадрокоптеры, переделанные в бомбардировщики, противоракетные решетки на танках

Творчество масс на поле боя


Вот только речных судов это творчество что-то пока не коснулось, ну разве что ВСУ обстреляли остров Змеиный орудиями с барж. Ну да ведь они их просто на баржи закатили. Особых переделок там вроде бы не замечалось.

Между тем война на реках России, и прежде всего на Волге в годы Гражданской войны 1918–1922 гг., дала нам множество интересных примеров такого творчества. То есть и белые, и красные начали превращать в боевые корабли обыкновенные коммерческие пароходы, которые самым активным образом стали использоваться в боях.

Причем самое забавное, что ситуация с волжскими пароходами во многом была очень похожа на ситуацию с американскими пароходами на Миссисипи, и тоже в Гражданскую войну между Севером и Югом. То есть по Волге, как и по Миссисипи, плавали… самые настоящие «пароходы Тома Сойера», вот только повоевать им по ряду причин не пришлось. Этим занялись пароходы сугубо российской постройки.

А вот почему так произошло и как вообще переоборудовались волжские пароходы в боевые пароходы на Волге, мы вам сегодня и расскажем…

Ах, что такое движется там по реке…


Американские пароходы в России появились в период бурного развития в нашей стране рыночных отношений, вызванных к жизни отменой крепостного права. Соответственно, это стало толчком к развитию волжского судоходства. Один за другим строились пароходы, возникло несколько пароходных компаний. Понятно, что между ними тут же возникла конкуренция, а с ней и «борьба за пассажира».

Самым простым путем было удешевление проезда на пароходе при высоком качестве сервиса. Все это привело к решению строить пароходы с двумя-тремя палубами, чтобы повысить пассажировместимость. Но где было найти образец, удобный к постройке и – что самое главное – чтобы он был не очень дорогой?!


Альфонс Александрович Зевеке – известный волжский судопромышленник

И тогда, а именно в 1881 году, судопромышленник Альфонс Александрович Зевеке, специально послал своего сына в Южную Америку, чтобы осмотреть тамошние заднеколесные пароходы, плававшие по Амазонке. Конечно, плавали такие же пароходы и по рекам США, но все-таки не совсем такие.

Дело в том, что так в основном строились пароходы двух типов: хлопковозы (они же и негров возили), дешевые, деревянные, но без какого бы то ни было комфорта, и большие, двухпалубные и комфортабельные, но с металлическим корпусом, а потому дорогие для нашего кармана. А вот амазонские пароходы ему понравились, и компания Зевеке решила сделать ставку именно на них. Уже зимой 1881–1882 года в Нижнем Новгороде был построен первый «американец» – пароход «Амазонка» с заднеколесным приводом!


Пароходы компании Зевеке, выстроившиеся на нижегородском рейде. Как видите, их было довольно-таки много

Комфортабельный, грузоподъемный и дешевый


Пароход вышел на славу: двухпалубный (на третьей, самой верхней, стояла капитанская рубка), длиной 58 м и шириной 11 м. А поскольку он имел плоское дно, то и вышел рекордно легким. Но мог брать на борт 400 пассажиров и 393 т груза.

Ближе к носу поперек корпуса стояли две высокие узкие трубы, из-за чего волгари стали называть новые пароходы «козами». Два котла у него стояли в носу, а двухцилиндровая паровая машина – на корме. Благодаря такому расположению среднюю часть судна стало возможным использовать для размещения груза, а оконечности судна были защищены от провисания.


Ещё один пароход Зевеке: «Жемчужина». Колесо сзади. На кого-то явно налетел бортом или кто-то на него налетел…

Гребное колесо, находившееся за кормой, вращали два шатуна. У судна было сразу четыре руля, которыми управляли с помощью двух румпелей. В этом был определенный смысл, поскольку позволяло повысить маневренность при движении по мелководью.

Пароход хорошо показал себя в период маловодья 1883 года, плавая между Нижним Новгородом и Саратовом. Зевеке это обрадовало и в 1883–1888 гг. его компания построила ещё несколько подобных ему пароходов, но большей грузоподъемности.

Качественный сервис много значит!


О пассажирах на пароходах Зевеке заботились так, как не заботились нигде. Пассажирам 1-го и 2-го классов предлагались роскошно отделанные каюты. Буфеты и библиотеки прямо на борту, а там можно книги почитать и просмотреть свежие газеты и журналы.

Даже рояль и тот можно было увидеть в салоне зевекского парохода.

А ещё пассажиры этих двух классов обладали забавной привилегией – высаживаться в пути следования на любой пристани по их выбору вне расписания, достаточно было попросить об этом капитана! Причем, если причал на берегу вдруг отсутствовал, то и это не должно было явиться препятствием. С парохода были обязаны спустить шлюпку (и ведь спускали!), только бы отвести пассажира на берег. То есть с парохода пассажир первых 2-х классов мог себе позволить высадиться на берегу даже просто «в кустах», чем и пользовались тогдашние… революционеры, спасаясь от полиции.

А ведь поначалу пароходы уходили в рейс полупустыми, потому что распространился слух, что они слишком уж высоки, поэтому сильный ветер обязательно их опрокинет! Но зато потом восхищенные рассказы тех, кто не побоялся рискнуть, и умелая реклама, своё дело сделали, и публика на пароходы Зевеке «повалила валом».


Зал парохода «Александр II» пароходного товарищества «Кавказ и Меркурий»

Заразительный пример


Вскоре на Волге появились и другие заднеколесные пароходы компаний: «Россия» (купца Петелина), «Бриллиант», «Яхонт», «Бирюза», «Изумруд», «Рубин», «Жемчужина» (компании «Дружина»). Несмотря на разнесение двигательной установки, избежать провисания оконечностей все же не удалось. И их стянули металлическими тросами, как на американских пароходах. Тросы были проложены по стойкам, закрепленным в диаметральной плоскости судна, и туго натянуты с помощью талрепов.

Применялись на них и забавные технические решения. Например, на пароходе «Яхонт» передача от паровой машины к гребному колесу осуществлялась деревянным шатуном… в несколько метров длиной, который ко всему прочему ещё громко шлепал по воде!

Кривошип при этом в нижней своей точке касался воды, особенно когда пароход шел при полной осадке. А подшипник и вовсе целиком находился в воде, чему масленщики, отвечавшие за его смазку, были очень рады, так как им больше не надо было то и дело проверять его температуру, что они делали на ощупь, поскольку вода его все время охлаждала.


Пароход Зевеке «Магдалена»

«Речники» вступают в бой


Когда в России началась Гражданская война, пароходы «американского типа» по Волге всё ещё плавали. Но никто из морских офицеров, которые сражались под знаменами КОМУЧа (Комитет членов Учредительного Собрания), не подумал превратить их в боевые корабли, наподобие американских речных броненосцев.


Типичный речной броненосец США 1861–1865 гг.

Ведь о них сообщали и журнал «Нива», и «Вокруг света», там были и статьи, и рисунки, да и в «Морском сборнике» об этом тоже писали. Но мемуары «речных офицеров» КОМУЧа полны сообщениями о том, что «никто не знал, что делать», «не имел понятия» и т. д.

Когда же было принято решение вооружать волжские пароходы, то использовать стали речные буксиры, на которые 76,2-мм пушки ставили открыто на палубе: одну пушку спереди, а другую сзади, и ещё два пулемета на крыльях мостика. Нет чтобы взять пароходы Зевеке, снять с них надстройки, закрыть броней котлы и паровую машину и использовать их в качестве боевых кораблей. Ведь грузоподъёмность их от такого облегчения бы сильно возросла. Но… нет. Вооружать стали буксиры с боевыми колесами, которые были более уязвимы.


Бой броненосцев на Миссисипи

Правда, додумались сделать поворотные круги под орудия, а их колеса прикрепили к ним хомутами. Ворочать эту «установку» нужно было с помощью «правила», но никакой брони она не имела. Зато расчеты пулеметов, что стояли над самыми кожухами бортовых колес через какое-то время защитили башнями, склёпанными из железных труб большого диаметра, вставленных одна в другую.

Интересно, что после того, как все пространство между ними залили гудроном, пули эту «броню» пробивать перестали, а вязли… в расплавленном гудроне! Поворачивались башни на шкворне, ногами сидевшего внутри пулеметчика. Ну, а борта и рубку по образцу американских «хлопковых броненосцев» «забронировали» тюками иранского хлопка.


Броня из рельсов. Образец поднят со дна Миссисипи, а серая масса между ними – это не что иное, как набившийся туда ил

А ведь американские броненосцы уже в 1861 году имели броню из железнодорожных рельсов! Палубы в этом случае с корпуса снимались, трубы обрезались, в каземате ставились пушки: 2–3 вперед, 4–5 по бортам и ещё 2 назад. Кожухи гребных колес тоже бронировались, либо одно такое колесо закрывали со всех сторон палубным казематом.

Да и пушки были не чета нашим «трехдюймовкам»: 6, 8 и даже 10 дюймов. Нарезные орудия Паррота и Дальгрена, и гладкоствольные бомбические, то, что было, то и ставили. Между тем шрапнельный снаряд нашей 76,2-мм пушки, даже поставленный «на удар», мало что мог бы поделать с такой защитой, а фугасных снарядов было мало, да и куда ими было бы по нему стрелять?

То есть то, что было хорошо на Миссисипи, на Волге на новом витке истории могло бы сработать ещё лучше, но… почему-то не сработало! Баржи (несамоходные), да, вооружали и 102-мм морскими орудиями и даже 152-мм гаубицами. Танки (баржи использовались нефтеналивные) вдоль бортов заливали бетоном, что делало их неуязвимыми, хотя и лишенными собственного хода.


Типичный «хлопковый броненосец» южан, бронированный кипами хлопка. Последние закладывались между двойными стенами каземата, которые защищали котлы, паровую машину и отчасти гребные колеса. Вооружение – два орудия, что были под руками.

Авторы мемуаров пишут, что им всего не хватало: брони, пушек, снарядов, но ведь рельсы-то были! Шпалы тоже были, а это практически готовая броня. То есть КОМУЧ гипотетически мог бы иметь сильные корабли и захватить не только Казань, Самару и Царицын, но и всю Волгу удерживать в своих руках и даже, более того – вести успешные бои с балтийскими миноносцами, проведенными по приказу Ленина через Мариинскую систему.

Так что «подсказка» комучевским офицерам в виде пароходов Зевеке находилась прямо у них перед глазами, и, как образованным людям, о войне Штатов им бы следовало знать. Да и инженеров на Волге хватало. Но сделать они ничего по-настоящему серьезного так и не смогли!

В итоге сражавшиеся под красными знаменами войска КОМУЧА (только каппелевцы воевали под черно-оранжевым георгиевским знаменем) на Волге были разбиты до подхода частей Колчака, и вся наша история сложилась так, как она сложилась.


Броненосец северян «Эссекс» с броней из рельсов

Интересно, что пароходы компании «Дружина» плавали по Волге ещё в предвоенные годы, а «Яхонт» даже до 1956 года, когда его отправили на слом. Кстати, в кинокомедии «Волга-Волга» один уцелевший такой пароход, почему-то названный «Севрюга», как раз и показали. Но никакие американцы (как об этом поется в киношной песне) нам, конечно, его не дарили!

Люди, которым повезло


Обычная судьба российского купечества начала XX века была не слишком радужной: кто-то разорился и затем застрелился, другой спился, третий не пережил революцию. И только сыновьям А. А. Зевеке повезло по-настоящему. Так, старший сын Зевеке (от первого брака) Александр Альфонсович (1864–1917) успел умереть накануне большевистского переворота.


Легендарная «Севрюга» из кинокомедии «Волга-Волга». Это про неё в фильме пели: «Америка России подарила пароход, у него колеса сзади и ужасно тихий ход!» Кадр из фильма

Младший сын (от второго брака) Василий Альфонсович Зевеке (1878–1941) стал речником. В 1917 почти год пробыл в США, выполняя задание Российского Министерства водных путей. Вернулся на родину и стал инженером-судостроителем на заводе «Красное Сормово». Увлекшись фотографией, он сохранил не только свои фотографии, но и старые фамильные негативы, ещё на стеклянных пластинках.

Его сын – внук знаменитого деда, Александр, тоже увлекся фотоделом, и всё семейное наследие попало ему в руки. В 2007 году он передал его в архив аудиовизуальной документации Нижегородской области, за что губернатор области наградил его грамотой.

То есть потомки волжского судовладельца Зевеке и прожили Богом положенный срок, и на Колыму не попали, и прожили жизнь у себя родине, а их фамильный пароход даже в популярную кинокартину попал!
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх